Панкратова ТС
педагог-психолог
Торутантова ЕИ
учитель-логопед
МБОУ «Сиверская СОШ № 3»
г. Гатчина
ноябрь- 2022
Понятийный аппарат проблемы
Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность
- Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.
- Мотив (лат. – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Учебная мотивация
Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.
Факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности
5 типов мотивации учебной деятельности подростков
- Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
- По аналогии с трудовыми отношениями взрослых можно выделить пять типов мотивации учебной деятельности подростков. Рассмотрим каждый из них.
Борец за идею
Как мотивировать: чтобы «идейник» находил в себе силы преодолевать преграды и продолжал идти к своей мечте, ему необходима поддержка. Даже если идея вашего ребёнка не кажется вам стоящей, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм.
Есть подростки, которые не перестают гореть одной идеей на протяжении многих лет или постоянно придумывают себе новые устремления. Они романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. «Идейники» часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.
Душа компании
Как мотивировать: ради общественного одобрения подросток готов на многое. Поэтому для успешной учёбы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект — это ценность и повод для уважения. Кроме того, чтобы стимулировать желание учиться, «социальщика» нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.
Если подросток — выраженный экстраверт и любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Это можно использовать как способ учебной мотивации. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.
Лидер
Как мотивировать: во-первых, «достиженцу» требуются правильные ориентиры. Подросток должен понимать, что первое место на районной олимпиаде открывает для него новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, дайте подростку почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.
Быть первым, быть лучшим — формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий. Можно подумать, что если подросток ориентирован на достижения, то особых трудностей с мотивацией возникнуть не должно. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.
Исполнитель
Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания. Не стоит пытаться силой переделывать «исполнителя» в «лидера». Лучше использовать его сильные стороны: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастером своего дела.
Одни люди ориентированы на достижение результата, других увлекает сам процесс. Если «исполнитель» чётко знает, что от него требуется и каким будет следующий шаг, то работа будет вызывать у него удовлетворение. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.
Бизнесмен
Как мотивировать. Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.
Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Люди с таким типом мотивации знают цену своим усилиям и времени, что позволит им найти достойную работу. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных
Простые внешние стимулы
Все материальные стимулы — простые. Все примитивные развлечения — одноразовое чтиво, мыльные оперы, популярная музыка — из того же ряда. Не надо ничего обдумывать, прилагать усилия, проявлять терпение, ждать, волноваться в предвкушении. Это скорее реакция организма, а не личности.
Сложные внешние стимулы
Это тоже стимулы, которые действуют на нас извне, но они стимулируют определенную внутреннюю работу. Если книга, фильм, картина или какая-нибудь вещь подталкивают нас к тому, чтобы размышлять и действовать — это сложный внешний стимул.
Дальнейшие действия могут быть не связаны со стимулом напрямую.
Внутренние стимулы
Внутренние стимулы — это желание что-то узнавать, уметь, побеждать, быть, помогать, наконец, желание творить и преображать мир. Наша активность в этом случае не зависит от внешних обстоятельств, но направлена
Работа по формированию мотивов учения
Требования ФГОС ООО
Целеполагание (технология SMART)
Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (левополушарные);
Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)
Мотивация
Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
Технология работы с целями SMAPT
«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда»
Любая цель должна соответствовать каждому критерию S.M.A.R.T.
Для этого необходимо ответить себе на нижеследующие вопросы
Пример постановки цели
- Конкретная цель определенна, не сбивает с толку, путь к ней ясен. В формулировке всегда присутствует глагол действия (например, «плавать», «петь» или «играть»).
- Измеримость цели определяется тем, чего именно ты хочешь достичь. Конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях. К примеру, «прочесть 20 книг к концу учебного года» или «пробежать 40 километров за месяц».
- Если цель достижима , значит она тебе по силам.
- Актуальные цели важны именно для тебя (соотносятся с твоими жизненными ценностями) и не вызывают негативных эмоций (стараясь их достичь, ты испытываешь положительные ощущения).
- Цель должна иметь конкретные сроки (к семи вечера, к среде, до начала учебы, до дня рождения). Ограничение по времени поможет тебе не расслабляться.
Шаг за шагом
1 . Переформулируй свои желания так, чтобы они соответствовали SMART-критериям. Выбери одну цель, над которой начнешь работать с завтрашнего дня. Не пытайся взвалить на себя слишком много!
2. Теперь разбей выбранную цель на небольшие задачки и составь поэтапный план действий. Каждый шаг должен приближать тебя к желаемому результату, как лестница.
3.Определи свои ресурсы для достижения цели.
4. Всегда делай, чуть больше. Маленькие победы будут хорошим стимулом двигаться дальше..
5.Не бойся просить о поддержке! (методика «Друг по развитию»).
6.Визуализируй то, к чему стремишься (арт-коучинг упражнения).
7.Хвали себя за хорошую работу.
8. Заяви о своей цели.
Лестница к цели
Упражнение арт-коучинга
Психология и мотивация (практические примеры )
Пожелание себе и другим
(цитата, метафора, высказывание)
Тренинг (работа в круге)
- Вопрос: «что доброго, полезного, хорошего я сделал за эту неделю для других и для себя ? »
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное — домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие» Артур Б. Ванганди (Arthur B.VanGundy) — профессор психологии университета Оклахомы.
«Комплекс классикор»
Метод «БОС» – биологически обратной связи
Программы включают четыре группы факторов (механизмов) воздействия на зрительную и на слуховую системы, а через них на головной мозг, на психофизиологическое состояние организма и на поведение:
- Цветовоздействие
- Ритмовоздействие
- Неосознаваемое визуальное воздействие
- Неосознаваемое аудиальное воздействие
Помимо этого, при разработке коррекционных программ были учтены мелодийные, полифонические и частотно-амплитудные характеристики фонового звука, а также тематическое содержание и семантика "всплывающих» кадров.
ЦВЕТОВОЗДЕЙСТВИЕ
Ритмовоздействие
Причина эффективной школьной мотивации:
на самом деле
ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
- Он же Любопытство.
- Он же Удовольствие.
- Он же Внутренняя мотивация (самая честная,
верная,
настоящая!)