МКОУ «Линевская коррекционная школа- интернат»
Воспитатель:
Кудряшова Алла Александровна.
Форма: доклад
Тема «Формирование и привитие санитарно-гигиенических умений и навыков с детьми в условиях школы-интерната»
Цель: формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - это начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам у детей с ОВЗ включает в себя: уход за кожей, уход за зубами, сохранение слуха и зрения, уход за волосами.
У детей с ОВЗ не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю. Поэтому в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
При организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с учетом возможностей детей. Детей следует держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых.
Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателю необходимо отметить и положительно оценить.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В своей работе использую методы работы: наглядные, словесные и практические.
1.наглядные: показ иллюстраций, карточки, предметы личной гигиены. Наглядные методы способствуют развитию внимания, памяти, восприятия.
2.словесные: устное объяснение, беседы-диалоги. Словесные методы повышают активность детей на занятиях, развивают их речь.
3.практические: практикумы, подвижные игры и практические игры. Практические методы способствуют проявлению заинтересованности детей, развитию навыков личной гигиены.
Для эффективной работы с детьми использую разнообразные формы занятий: беседы «Сон-лучшее лекарство», «Здоровые зубы», «Твой внешний вид», «Гигиена зрения», «Руки человека», практикумы: «Волшебная щеточка», «Здоровые волосы», «Чтобы быть красивым», игры «Глухой телефон», «Уроки Мойдодыра», рисование, аппликации, чтение произведений.
При проведении каждого занятия деятельность направлена на:
1.создание положительной познавательной мотивации детей;
2.организации их восприятия и внимания;
3.формирование устойчивых навыков самообслуживания и личной гигиены;
В пределах одного занятия виды деятельности можно чередовать, это способствует удержанию внимания обучающихся и позволит избежать их переутомления.
Главным условием успешного выполнения режимных моментов является создание спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать.
Для того, чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать простым, однако очень важным правилам личной гигиены.