Формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся на уроках украинского языка и литературы
Главная цель школьного образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению, что позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому процессу украинский язык и литература как предметы, позволяющие на каждом уроке уделять необходимое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Не случайно уроки по этим предметам всегда воспринимаются как уроки добра, нравственности и духовной красоты. В этом нет ничего необычного, поскольку украинский язык по праву считается одним из самых благозвучных и богатых языков мира, и на уроках не составляет труда использование языкового материала с ярко выраженной нравственной окраской. В первую очередь таким материалом на моих уроках служат тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к Родине, побуждающие учащихся к формированию своих нравственных позиций. Немаловажную роль в формировании и развитии духовно-нравственных качеств играют и творческие работы :сочинения, изложения, сочинения-миниатюры.
По словам К.Д. Ушинского, «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Ценность художественного слова заключается в том, что оно воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки. Слово может окрылить, вызвать желание совершить добрый поступок или чувство стыда за неподобающее поведение. С точки зрения нравственного понимания можно рассматривать практически любую литературную тему. Так, например, в сказках добро всегда сильнее зла, былины служат прекрасным образцом патриотической литературы, а пословицы и поговорки обладают мощным нравственным потенциалом. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, прослеживать авторское отношение к ним и вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать не только развитию читательских навыков и глубокому постижению произведения искусства, но и повышению уровня нравственной воспитанности ребенка, формированию его нравственных идеалов.
В непринуждённой беседе на уроках литературы шаг за шагом стараюсь подводить детей к пониманию общечеловеческих ценностей. На уроках развития речи стараюсь дать возможность каждому ребенку ответить на вопросы: всегда ли он чуток к родителям; какую роль играют родители в его жизни; как он помогает семье; какую роль играют родители в его жизни. Всё хорошее и плохое начинается в семье. Если подросток пожалеет свою маму, он вырастет достойным человеком.
Несомненно, нравственная беседа даст хорошие всходы человеческой доброты, милосердия. В итоге дети поймут, какие человеческие качества являются самыми главными в жизни каждого человека и какие душевные качества можно выработать в себе.
В каждом человеке заложены огромные возможности духовного развития. Обнаружить их, создать условия им для расцвета – это одна из важнейших задач в моей работе.. В своей практике я стараюсь обращать большое внимание на нравственную направленность уроков.
В сложных вопросах сегодняшнего времени помогают разобраться бесценные повести и рассказы Г.Тютюнника , А.Чайковского ,С.Черкасенко и многих других авторов. Именно они выводят своих героев на суд совести:
Каковы люди сегодня?
Почему так разрослось зло?
Что нужно человеку для счастья и почему так трудно добиться его?
Куда исчезла совесть?
В основе моей работы по формированию духовно – нравственных ценностей лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.).
Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на уроке:
- анализ текстов;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами.
Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создаёт творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т.п.
Использование следующих форм проведения уроков также помогают в формировании и развитии духовно-нравственных качеств учащихся :
- урок – диалог;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок – семинар;
- урок-экскурсия;
- урок-дискуссия;
- театрализованный урок.
Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы и языка помогали формировать представление о духовном мире человека;
осознавать необходимость этих знаний для становления личности;
формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Фрагменти уроку української мови (5 клас)
Тема. Речення зі звертанням
Мета:домогтися засвоєння учнями основних відомостей про звертання, виробляти вміння розпізнавати звертання в тексті, правильно утворювати звертання у формі кличного відмінка, ставити розділові знаки при звертаннях, вчити визначати його в реченні, будувати речення зі звертаннями; розвивати мислення, мовлення, пам'ять, творчість; виховувати шанобливе ставлення до батьків,людяність,порядність,чуйність;сприяти формуванню у школярів почуття гуманізму.
Тип уроку:формування нових знань.
Хід уроку
ІІІ. Мотивація навчальної діяльності
1. Поставте подані іменники та словосполучення у кличному відмінку.
ДРУГ, ВІТЧИЗНА, РІДНА ЗЕМЛЯ, МАТУСЯ, БАТЬКО, ЛЮБА БАБУСЯ.
2.Проблемне питання
Подумай, чим різняться ці два речення:
У матусі руки найніжніші, серце найдобріше, голос наймиліший.
Матусю! Руки твої найніжніші, серце найдобріше, голос наймиліший.
3.Працюємо в парах. Усно складемо міні-діалоги:
1)зверніться до сусіда по парті, зробіть зауваження стосовно його поведінки чи зовнішнього вигляду;
2)зверніться до сусіда по парті, похваліть за добрий вчинок чи порадійте його успіхам;
3)зверніться до сусіда по парті, підтримайте після невдачі на уроці чи втрати цінної речі.
4.Перевіримо, як ви засвоїли теоретичний матеріал. Будемо дослідниками!
Прочитайте уривок з вірша Г. Чубач.
"Дозвольте Вас,бабусю,
колись намалювати.
У Вас красиві очі
І руки вузлуваті".
"Авжеж, - бабуся мовить,-
Малюй, моя дитино!
Дивилась в небо довго -
Та й маю очі сині..."
Знайдіть і випишіть звертання. Які вони: поширені чи непоширені? У якому відмінку стоять слова, що називають того, до кого ми звертаємось? Хто буде вчителем і все пояснить?
4."Хвилинка духовності".
Добре, коли все так, як ми хочемо: сонечко сміється, всі здорові, друзі щирі, у щоденнику - найвищі бали.... А якщо щось не так - ми подумки чи вголос звертаємо свої слова-прохання в молитві до Всевишнього, Матері Божої, Ангелів-охоронців. Яку молитву ми знаємо усі? ("Отче наш!"). У цьому святому слові теж є звертання. Назвіть його. І подумки попросіть Господа про те, що для кожного з вас зараз важливо. І пам'ятайте, що вам є до кого звернутися і в щасті, і в радості.
Домашнє завдання
Написати твір-мініатюру “Милосердя і доброта-людства два крила”,використовуючи звертання.


