СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом ребенке заложены огромные возможности духовного развития.Обнаружить их ,создать условия им для расцвета-одна из важнейших задач в моей работе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся на уроках»

Формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся на уроках украинского языка и литературы

Главная цель школьного образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению, что позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому процессу украинский язык и литература как предметы, позволяющие на каждом уроке уделять необходимое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Не случайно уроки по этим предметам всегда воспринимаются как уроки добра, нравственности и духовной красоты. В этом нет ничего необычного, поскольку украинский язык по праву считается одним из самых благозвучных и богатых языков мира, и на уроках не составляет труда использование языкового материала с ярко выраженной нравственной окраской. В первую очередь таким материалом на моих уроках служат тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к Родине, побуждающие учащихся к формированию своих нравственных позиций. Немаловажную роль в формировании и развитии духовно-нравственных качеств играют и творческие работы :сочинения, изложения, сочинения-миниатюры.

По словам К.Д. Ушинского, «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Ценность художественного слова заключается в том, что оно воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки. Слово может окрылить, вызвать желание совершить добрый поступок или чувство стыда за неподобающее поведение. С точки зрения нравственного понимания можно рассматривать практически любую литературную тему. Так, например, в сказках добро всегда сильнее зла, былины служат прекрасным образцом патриотической литературы, а пословицы и поговорки обладают мощным нравственным потенциалом. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, прослеживать авторское отношение к ним и вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать не только развитию читательских навыков и глубокому постижению произведения искусства, но и повышению уровня нравственной воспитанности ребенка, формированию его нравственных идеалов.

В непринуждённой беседе на уроках литературы шаг за шагом стараюсь подводить детей к пониманию общечеловеческих ценностей. На уроках развития речи стараюсь дать возможность каждому ребенку ответить на вопросы: всегда ли он чуток к родителям; какую роль играют родители в его жизни; как он помогает семье; какую роль играют родители в его жизни. Всё хорошее и плохое начинается в семье. Если подросток пожалеет свою маму, он вырастет достойным человеком.

Несомненно, нравственная беседа даст хорошие всходы человеческой доброты, милосердия. В итоге дети поймут, какие человеческие качества являются самыми главными в жизни каждого человека и какие душевные качества можно выработать в себе.

В каждом человеке заложены огромные возможности духовного развития. Обнаружить их, создать условия им для расцвета – это одна из важнейших задач в моей работе.. В своей практике я стараюсь обращать большое внимание на нравственную направленность уроков.

В сложных вопросах сегодняшнего времени помогают разобраться бесценные повести и рассказы Г.Тютюнника , А.Чайковского ,С.Черкасенко и многих других авторов. Именно они выводят своих героев на суд совести: 


  • Каковы люди сегодня? 

  • Почему так разрослось зло? 

  • Что нужно человеку для счастья и почему так трудно добиться его?

  • Куда исчезла совесть?


    В основе моей работы по формированию духовно – нравственных ценностей лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
    - эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
    - интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
    - познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
    - творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.).
    Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на уроке:

    - анализ текстов;
    - развивающие лингвистические упражнения;
    - различные виды диктантов;
    - сочинение-рассуждение, изложение;
    - лексические разминки;
    - редактирование текста;
    - работа с текстами-миниатюрами.
    Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создаёт творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т.п.

    Использование следующих форм проведения уроков также помогают в формировании и развитии духовно-нравственных качеств учащихся :
    - урок – диалог;
    - урок-исследование;
    - урок - творческая мастерская;
    - урок – семинар;
    - урок-экскурсия;
    - урок-дискуссия;
    - театрализованный урок.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы и языка помогали формировать представление о духовном мире человека;

осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Фрагменти уроку української мови (5 клас)

Тема. Речення зі звертанням

Мета:домогтися засвоєння учнями основних відомостей про звертання, виробляти вміння розпізнавати звертання в тексті, правильно утворювати звертання у формі кличного відмінка, ставити розділові знаки при звертаннях, вчити визначати його в реченні, будувати речення зі звертаннями; розвивати мислення, мовлення, пам'ять, творчість; виховувати шанобливе ставлення до батьків,людяність,порядність,чуйність;сприяти формуванню у школярів почуття гуманізму.

Тип уроку:формування нових знань.

Хід уроку

ІІІ. Мотивація навчальної діяльності

1. Поставте подані іменники та словосполучення у кличному відмінку.

ДРУГ, ВІТЧИЗНА, РІДНА ЗЕМЛЯ, МАТУСЯ, БАТЬКО, ЛЮБА БАБУСЯ.

2.Проблемне питання

Подумай, чим різняться ці два речення:

У матусі руки найніжніші, серце найдобріше, голос наймиліший.

Матусю! Руки твої найніжніші, серце найдобріше, голос наймиліший.

3.Працюємо в парах. Усно складемо міні-діалоги:

  • 1)зверніться до сусіда по парті, зробіть зауваження стосовно його поведінки чи зовнішнього вигляду;

  • 2)зверніться до сусіда по парті, похваліть за добрий вчинок чи порадійте його успіхам;

  • 3)зверніться до сусіда по парті, підтримайте після невдачі на уроці чи втрати цінної речі.

4.Перевіримо, як ви засвоїли теоретичний матеріал. Будемо дослідниками!

Прочитайте уривок з вірша Г. Чубач.

"Дозвольте Вас,бабусю,

колись намалювати.

У Вас красиві очі

І руки вузлуваті".

"Авжеж, - бабуся мовить,-

Малюй, моя дитино!

Дивилась в небо довго -

Та й маю очі сині..."

Знайдіть і випишіть звертання. Які вони: поширені чи непоширені? У якому відмінку стоять слова, що називають того, до кого ми звертаємось? Хто буде вчителем і все пояснить?

4."Хвилинка духовності".

Добре, коли все так, як ми хочемо: сонечко сміється, всі здорові, друзі щирі, у щоденнику - найвищі бали.... А якщо щось не так - ми подумки чи вголос звертаємо свої слова-прохання в молитві до Всевишнього, Матері Божої, Ангелів-охоронців. Яку молитву ми знаємо усі? ("Отче наш!"). У цьому святому слові теж є звертання. Назвіть його. І подумки попросіть Господа про те, що для кожного з вас зараз важливо. І пам'ятайте, що вам є до кого звернутися і в щасті, і в радості.

Домашнє завдання

Написати твір-мініатюру “Милосердя і доброта-людства два крила”,використовуючи звертання.