Работа с историческими источниками как элементом формирования функциональной грамотности на уроках истории
Макарова Екатерина Николаевна,
учитель истории ГБОУ ООШ с.Колодинка
м.р. Красноярский Самарской области
Функциональная грамотность – это не новые знания.
В первую очередь, это КОМПЕТЕНЦИИ, готовность и способность ДЕЙСТВОВАТЬ с опорой на уже полученные знания по РАЗНЫМ предметам и жизненный опыт.
Это способность к синтезу, обобщениям, интеграции и переносу знаний.
Основные направления формирования функциональной грамотности
- Читательская грамотность;
- Математическая грамотность;
- Естественно-научная грамотность;
- Финансовая грамотность;
- Глобальные компетенции;
- Креативное мышление.
Предметные результаты ФГОС ООО по предмету «История»:
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту/ схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/ схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/ схеме, с информацией из других источников.
История - это
История – это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого,
а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.
Исторические источники – это
Исторические источники - это любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле.
Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события.
На основании данных источников воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных действий человечества.
Виды исторических источников
- Письменные;
- Вещественные;
- Аудиовизуальные.
Алгоритмы на уроках истории
Использование алгоритмов на уроках истории помогает учащимся овладеть приёмами логического мышления, проникнуть в самую суть исторических событий, соотнести важнейшие исторические процессы, сравнить, проанализировать исторический материал, явления природы, влияние человека на природу, на политическую, экономическую и социальную сферу жизни человека.
Алгоритм исследования исторических документов
Происхождение текста
1. Кто написал?
2. Когда?
3. Вид источника (письмо, дневник, официальный документ, литературное произведение и т.д.)
4. Полный документ или отрывок?
5. На языке оригинала или в переводе?
Алгоритм исследования исторических документов
Содержание текста
Следует сделать обзор структуры текста:
а) озаглавить отдельные абзацы;
б) подчеркнуть ключевые слова, события, персоналии.
Алгоритм исследования исторических документов
Достоверность информации текста
1. Автор - свидетель первой или второй очереди (рассказывает с чужих слов)?
2. Текст первичен или вторичен (приводится цитата из другого текста)?
Алгоритм исследования исторических документов
Предрассудки в тексте
1. Были ли у автора специальные намерения? Какие?
2. Является ли автор квалифицированным обозревателем?
3. Есть ли у автора особые симпатии предпочтения?
4. Является ли автор представителем определённой точки зрения или предлагает исключительный взгляд на события?
5. Является ли данный источник единственным по этому событию?
Алгоритм работы с историческими документами
1.Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описанные в документе события?
4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Предполагаемая результативность применения алгоритмов на уроках истории
Использование алгоритмов на уроках истории формирует следующие умения :
1. Навык работы с текстом: учащиеся умеют выбрать главное; сжать текст; найти ответы на вопросы. Ученик не боится больших текстов и умеет с ними работать.
2. Логическое и последовательное изложение материала, так как пункты алгоритма служат опорой при развернутом ответе.
3. Культуру умственного труда, культура речи.
4. Хорошо ориентирует обучающихся в информационных потоках.
Международные исследования
PISA - это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.
Читательская грамотность
- умение найти и извлечь информацию из текста;
- умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
- умение размышлять о тексте, оценивать его содержание и форму.
Задание PISA по истории. Рабский труд в Древнем Риме
Задание PISA по истории. Рабский труд в Древнем Риме
Древнеримский писатель Луций Юний Колумелла в I веке н.э. писал:
"Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они сами крадут зерно, и от других воров его плохо оберегают. При уборке зерна раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи".
Используйте этот отрывок из сочинения античного писателя для ответа на следующие вопросы:
Вопрос 1: Рабский труд в Древнем Риме
В чём заключается главная идея в данном отрывке из сочинения Колумеллы?
А. Рабов не следует использовать в сельском хозяйстве
В. Необходимо строго следить за работой рабов
C. Рабовладельческие хозяйства находятся в упадке
D. Труд рабов не эффективен
Вопрос 2: Рабский труд в Древнем Риме
Часть рабов в римских имениях I века н.э. умели читать и писать. Что в отрывке из сочинения Колумеллы подтверждает этот факт?
Вопрос 3: Рабский труд в Древнем Риме
Причиной низкой эффективности рабского труда в Древнем Риме и в других обществах была низкая заинтересованность раба в результате труда. Какая фраза в тексте подтверждает эту мысль?
Требования к историческим документам УМК
- должны быть связаны с программным материалом;
- содействуют актуализации исторических знаний;
- доступны ученикам по содержанию и объему;
- обладают литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью, расширяют познавательное поле учащихся, способствуют возникновению интереса;
- оказывают определенное эмоциональное воздействие;
- содержат подробности, позволяющие конкретизировать представления учащихся о том или ином событии, явлении, процессе.
Полезные материалы
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/pravo/metodicheskie-materialy/zadaniya-pisa-po-predmetam-obshchestvoznanie-istoriya-pravo-ekonomika.html