СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики.»

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики.

Присяжнюк Наталья Викторовна

учитель математики, МКОУ «ООШ №26»

рп. Первомайский Коркинский р-н Челябинская обл.


Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Элисон Кинг.

В современном быстро меняющемся мире стратегически важной задачей является овладение функциональными качествами каждой личности. А для учащихся главными должны стать: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.В современной школе мы стремимся научить учеников мыслить неординарно, так как в современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось понятие «грамотность». Наряду с традиционной интерпретацией грамотности, характеризующей умение человека читать, писать и производить арифметические расчёты, стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность». Оно сравнительно молодо. Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой общечеловеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности чётко просматривается в её определении как умении чётко решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстро меняющемся мире.

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Согласно этому представлению, интегральный процесс образования включает в себя:

  • Процесс овладения грамотностью. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.

  • Процесс обучения. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах, а особенно в математике

  • Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения.

  • Процесс воспитания. Освоение правил, норм культуры и традиций, которые организуют и курируют интегральный процесс образования.

  • Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации. В отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования. На формирование нового порога функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д. При развитии функциональной грамотности необходимо учить учащихся решать задания. При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание уделять формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции, научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических и др.; научить решать проблемы, общие для различных видов профессии и иной деятельности.

Математический стиль мышления, по характеристике А.Я. Хинчина. Определяется следующими особенностями:

1. Доведенное до предела доминирование логической схемы рассуждений;

2. Лаконизм - сознательное стремление всегда находить кратчайший из ведущих к данной цели логический путь;

3. Четкое разбиение хода рассуждений;

4. Скрупулезная точность символики.

Указанные черты стиля математического мышления школьников, позволяют развитию их интеллектуального потенциала. На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями.

Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лузина, что их сын в математике безнадежен, что он туп и вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешел в следующий класс. Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел ученый с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую математическую школу.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей прекрасной книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки". Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "Прежде всего, надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними. Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие: неумение абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями". На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Развивать у детей логическое мышление необходимо с начального звена. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Однако что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при решении. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей.

Я использую следующие формы :

1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, например, в задачах на движение (нарисовать "картинку"). Необходимо обратить внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а что можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу используя слова: больше на.., меньше на.., меньше в.., . решаемую в несколько действий;

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим способом.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных согласно приведенной выше схеме, расширяет математический кругозор школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Необходимо формировать не только учебные умения и навыки решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке, но и умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); необходимо учить тому, что может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;

Отношение детей к собственному учению в настоящее время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает потратить ни секунды своего времени на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы надо искать в продуктивном назначении обучения: если они очевидны – школьник берется за это трудное дело. Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Расскажи мне и я услышу. Покажи и я увижу. Дай мне сделать самому, и я пойму». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить 80%. Только творческие и практические задания помогут обеспечить 100% усвоение.

В нашем хозяйстве разводят свиней, как мы знаем это скороспелое животноводство. Сколько можно получить животных через 2 года? Учащиеся с энтузиазмом берутся за дело и очень удивляются, когда подсчитывают, что всего за 2 года можно получить при правильном уходе 150-180 животных. Увеличивается поголовье животных в геометрической прогрессии. Подсчитывают прибыль, убытки. А ведь летом можно их пасти сэкономив комбикорм при грамотном распределении труда и т. д.

Для облегчения запоминания часто предлагаю учащимся воспользоваться мнемоническими приемами, четверостишием, составленным самими учащимися, ведь дети очень талантливы.

Главной компетентности задачей будет совершенствование умений работы с информационными источниками. Например. При изучении тем «Круговые диаграммы» и «Столбчатые диаграммы» по математике в 5-6 классах создаются условия для информационной компетенции учащихся. Выполняя построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать и обрабатывать необходимую информацию. Им могут быть предложены задания творческого характера: «Составить диаграммы распределения семейного бюджета на месяц, сколько времени у тебя уходило на подготовку к урокам в 4 классе и сейчас, в 5? сколько времени спит ребёнок, а сколько воронёнок и т.п.». Далее работа на уроке строится на основе этой информации, добытой детьми. Проанализировав, полученные диаграммы учащиеся замечают, как наиболее рационально использовать своё время, расходовать семейный бюджет. Каждый может составить для себя подсказки в виде стихов и распевать их на популярные мелодии. Попробуем? График функции Y=SIN X (Синусоиду) дети запоминают лучше, если представить ее как линию жизни нашей, как это представлено в стихотворении Евгения Долматовского: «Научись встречать беду не плача, горький миг не зрелище для всех. Знай: душа растет при неудачах. И слабеет, если скор успех. Мудрость обретают в трудном споре. Предначертан путь нелегкий твой

синусоидой радости и горя, а не вверх взмывающей кривой.»

Нахождение дроби от числа:

Дробь от числа хотим найти? Не надо мам тревожить

Нам надо данное число на эту дробь умножить.

От сформированных базовых компетентностей будущих граждан и подготовленности

их к эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности,

во многом будет зависеть экономическая стабильность нашего общества.

Литература:

1.М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотностии формирование социальной компетентности// Социол. исслед. 2006. N 12.

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2003-№2-с.58-64.

3.Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.с.76

4. Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям т.2 с. 347

5. Интернет – ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!