СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие личности, обладющей качествами гражданина- патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие личности, обладающей  качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять свой гражданский долг.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие личности, обладющей качествами гражданина- патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.»

Формирование и развитие личности, обладющей качествами гражданина- патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.



























Воспитатель Буша И.В. 15.03.2021.









Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти.

В.В. Путин: “Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России”.

Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии. Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать следующее определение:

патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

«Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать».

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают.

Главное в личности гражданина – это нравственность. «Нравственные убеждения, взгляды, привычки - всё это

тесно связано с чувствами... чуткостью, впечатлительность души

формируется в детские годы...»- писал В.А.Сухомлинский.

Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача современного общества заключается в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения молодежи, формировать у них соответствующие убеждения и чувства, через основные виды деятельности: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игру. В каждом из этих видов деятельности можно совершать патриотические поступки и дела формируя устойчивые мотивы патриотического поведения. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в ранние годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Красной нитью проходит через все направления системы воспитания – патриотическое воспитание. Вопросы патриотического воспитания были актуальны всегда, но особенно остро они встают сегодня – в годы перемен, когда рушатся установленные связи и массовое сознание подвергается испытанию новизной. Именно в это время, мы считаем, важно не растерять накопленное, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей Родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у учащихся качеств гражданина, патриота.

Данные качества включают в себя:

любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;

чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;

сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину;

трудолюбие, решительность;

предприимчивость, хозяйственность;

уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности.

Формирование в учащихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач и требует для своего решения определённой системы. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки. культуры и спорта создают реальные предпосылки для разработки мероприятий по патриотическому воспитанию.



Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью. Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает

совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности:

высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

«Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое,

политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трѐх аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций.

К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» .

В философских работах понятие «гражданин» определяется через

комплекс нравственных качеств. Гражданин – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести

обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнѐром государства и общества, так и находиться к ним в определѐнной оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг .

Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед

обществом за последствия своих поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом» .

Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед

обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении

Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Понятия «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание социологов и педагогов. Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно всѐ чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведѐнное

определение сводит воедино смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на

патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие

разновидности любви к Отечеству:

- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения,

малой родине;

- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек

растѐт, воспитывается, живѐт;

- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание

способствовать им во всех отношения.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность напрпвленная на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.