СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие мотивации обучающихся в условиях эмоциональной и социальной депривации в школе при исправительной колонии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над одной из актуальных проблем по формированию и развитию учебно-познавательной ("внутренней") мотивациии  обучающихся в школе при исправительной колонии нашла своё отражение в предлагаемом документе - отчёте по инновационной деятельности учителя, педагога-психолога и классного руководителя  образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие мотивации обучающихся в условиях эмоциональной и социальной депривации в школе при исправительной колонии»

ОТЧЁТ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Параметры

оценивания

Аналитические данные

1

Тема

Формирование и развитие мотивации обучающихся в условиях эмоциональной и социальной депривации в школе при исправительной колонии

2

Статус

На базе Государственного казённого образовательного учреждения вечерней школы № …

3

Краткая аннотация проекта

Формирование положительной учебно-познавательной мотивации в школе при исправительной колонии – одно из важных условий, обеспечивающих успешность обучения и интерес к предмету «особых» учеников, составляющих контингент обучающихся в школе при ИК. Столкнувшись с тем, что интереса к учёбе у большинства практически нет, задалась вопросами: "А можно ли и какими средствами сформировать положительное отношение к обучению, интерес к предметам? Какие ресурсы можно и необходимо задействовать, чтобы этот самый интерес и мотивация как-то обозначились у взрослых людей 20-30 лет, имеющих отрицательный социальный опыт?"

4

Соответствие ИД в школе приоритетным направлениям развития образования

В связи со снижением интереса к обучению и к русскому языку в частности, полным отсутствием или изменением мотивационных установок обучающихся в сторону «внешней» мотивации (благополучие, избегание неприятностей со стороны офицеров-воспитателей ИК), а также основными направлениями модернизации образования, изменением социально-экономических условий, переходом от «традиционной», «знаниевой» модели образования, к личностно-ориентированным образовательным технологиям; утверждением и поэтапным внедрением ФГОС ООО и СОО названная тема проекта вполне соответствует современным требованиям к обучению школьников.

5

Направленность и содержание ИД

Настоящий инновационный проект призван обеспечить решение всех обозначенных для первого и последующих этапов деятельности основных задач по изучению мотивационной сферы обучающихся, а также - соответствующих условий, необходимых для повышения и развития интереса к предметам гуманитарного цикла, к формированию метапредметных умений в качестве «мостика» для продвижения в обучении по любым предметам учебного плана.

Цели и задачи инновационной деятельности, обозначенные на отчётный период (конец 2018-2019 учебного года), состояли в следующем:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по поставленным проблемам;

  • выявить интересы обучающихся, их направленность (гуманитарные предметы, предметы естественно-математического цикла; интерес к теоретическим//практическим знаниям, желание получить дальнейшее образование в колледже, ВУЗе и т.д.);

  • к концу 1 полугодия и учебного года провести опрос обучающихся 7-12 классов;

  • выступить с итогами работы по теме ИД и результатами диагностики на школьном методическом объединении.

На 2019-2020 учебный год целевые установки и задачи инновационной деятельности были скорректированы и сформулированы следующим образом:

  • продолжить психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности школьников (8-12 классы);

  • проследить корреляцию и влияние внедряемых стандартов ФГОС ООО и системно-деятельностного подхода к обучению (8-9 кл.) на формирование и развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся;

  • обозначить проблемы развития «внутренней» мотивации и указать возможные пути их коррекции;

  • у обучающихся, имеющих учебно-познавательную («внутреннюю») мотивацию формировать способность к саморазвитию, позволяющую не только «видеть» свои личностные ресурсы, но и каким-то образом соотносить их с реальностью, актуальными личностными задачами школьников;

  • провести педагогический консилиум по итогам работы по теме инновационной деятельности (результаты анкетирования, наблюдений, планирование дальнейшей работы по проекту).

Сущность инновационной деятельности:

  • возможно ли сформировать положительное отношение к обучению в школе при ИК и развить «внутреннюю» мотивацию в условиях эмоциональной и социальной депривации;

  • обозначить пути и средства решения обозначенной проблемы.

Прогнозируемые результаты (скорректированы в начале 2019-2020 уч. года): 

  • при использовании личностно-центрированного подхода к обучающимся; организации на уроках практической деятельности и создании ситуации успеха для каждого школьника возможно добиться положительных результатов и способствовать повышению интереса к обучению и формированию учебно-познавательной мотивации;

  • реализация системно-деятельностного подхода к обучению школьников в связи с внедрением ФГОС ООО и ФГОС СОО в последующем при соблюдении ведущих положений и принципов организации работы учителя по новым Федеральным стандартам также поможет обеспечить развитие положительной «внутренней» мотивации.

6

Сведения о научном руководителе

Куратор проекта - директор ГКОУ… Ф.И.О. – учитель высшей категории, стаж работы 25 лет

7

Этап реализации проекта ИД

Инновация прошла стадии:

  • 2017-2018 уч. год - формулирование проблемы; определение целей и задач ИД; изучение психолого-педагогической литературы по теме инновации;

  • 2018-2019, 2019-2020 уч. годы – работа по внедрению ФГОС ООО: наблюдения, диагностика и оценка результатов (в т.ч. по формированию и развитию учебно-познавательной «внутренней» мотивации).

8

Некоторые итоги реализации проекта

1.Изучена психолого-педагогическая литература по теме проекта: книги и статьи В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман, А.К. Дусавицкого, А.Б. Воронцова, А.Г. Асмолова по проблемам развивающего обучения и внедрения ФГОС (в т.ч. с использованием интернет ресурсов).

2.Обучение в течение 5 лет на курсах переподготовки в г. Москве (учитель, психолог и организатор развивающего обучения в системе Эльконина-Давыдова), а также практическая работа по названной системе в качестве учителя и психолога помогли лучше понять и оценить в том числе и новые ФГОС, организовать практические занятия с обучающимися «нешкольного» возраста с учётом их индивидуально-психологического развития и социального опыта. Деятельностный подход дал пусть пока небольшие, но весомые результаты в развитии интереса к предмету и учебно-познавательной мотивации 20-30-летних школьников.

3.Внимательно прочитаны, изучены и обсуждены на педагогических советах, ШМО не только документы по внедрению Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной школе, но и накопившийся опыт за 2 года работы по ФГОС ООО.

4.Проведены открытые уроки, их обсуждение, а также диагностика учителей по возникающим проблемам в связи с переходом на ФГОС ООО (в последующем на ФГОС СОО).

5.Большое внимание уделялось самодиагностике учителей (обозначение трудностей, самооценка урока и т.п.)

6.Учебные занятия по психологии, собственные интегрированные уроки и такие же уроки коллег показали, что именно нестандартный, новый подход учителей к организации учебной деятельности, носит не только развивающий характер, но и является для школьников самым интересным, а значит, повышает мотивацию. Большинство «старых» - по времени прихода в школу - и «возрастных» учеников для себя вновь «открыли», по их словам, школу, увидели что-то новое и оставили много положительных отзывов о «необычных» уроках.


9

Презентация хода и результатов работы

Выступления на педсоветах и педконсилиумах, школьном методическом объединении, открытые уроки, круглые столы, взаимопосещения, подготовка материалов для публикации.

10

Мониторинг ОП

В 2018-2020 г.г. было проведено анкетирование обучающихся по определению мотивов обучения, наличию самых интересных и любимых предметов. Динамика положительная, хотя более половины обучающихся (прежде всего это вновь зачисленные в школу ученики с низким уровнем адаптации) не имеют постоянного интереса ни к одному из предметов, что обусловлено также местонахождением школы и «ненужностью» обучения для дальнейшей жизни как в колонии, так и после освобождения.


11

Обнаруженные проблемы

1.При беседах с учениками, при проведении анкетирования не все школьники (взрослые люди, имеющие отрицательный социальный опыт!) всегда искренне отвечают на вопросы учителя, психолога (низкий уровень адаптации, не верят педагогу, боятся ответственности или насмешек, хотя анкетирование всегда анонимное!).

2.Главная цель осуждённых – скорейшее освобождение из места заключения – «заслоняет» у большинства обучающихся желание учиться.

3.Наличие у некоторых 20-летних учеников справки об обучении в колледжах (1-2 года) зачастую также не способствует развитию учебно-познавательной мотивации.


12

Дальнейшая работа по проекту

Организация дальнейшей работы по формированию и развитию учебно-познавательной мотивации у обучающихся 8-12 классов; проведение психолого-педагогического мониторинга личностного развития школьников с целью выявления возникающих проблем.



Педагог-психолог, куратор класса, учитель русского языка и литературы _____________ И.И. Езимова