СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие творческого потенциала учителя английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество, в качестве одного из основных приоритетов образования, определяет формирование творческой личности, с активной жизненной позицией, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие творческого потенциала учителя английского языка»

Формирование и развитие творческого потенциала учителя английского языка

Современное общество, в качестве одного из основных приоритетов образования, определяет формирование творческой личности, с активной жизненной позицией, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Это подразумевает переход к личностно-ориентированному, деятельному сотворчеству учителя и ученика. В центре этих изменений стоит учитель. Он сталкивается с необходимостью активно осваивать новые педагогические технологии и внедрять новые тенденции в своей педагогической практике. В связи с этим весьма актуален вопрос становления и развития педагога, как творческой личности, формирования и развития его творческого потенциала.

Вопросы культуры и мастерства педагога хорошо исследованы многими авторами, но педагогическая деятельность как, творческий процесс исследуется мало. Сказывается сложность проблемы, ее многогранность, проистекающая от неповторимости педагогических явлений, от того, что позволяет называть педагогику не только наукой, но и искусством. Необходимость же разобраться в сущности творчества педагога, велика, так как в современных условиях это один из принципов профессионального труда учителя.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Одни выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Профессиональное творчество педагога обычно рассматривается в двух взаимосвязанных и взаимообусловливающих видах: научное творчество и педагогическое творчество.

Первое означает постоянный поиск, создание новых знаний, выявление новых закономерностей и обоснование принципов, существующих в педагогических явлениях (умение видеть приоритетные проблемы, их связь с другими проблемами; формулировать гипотезы, находить критерии для измерения изучаемых явлений; систематизировать, описывать, интерпретировать научные факты, находить им место в теории и практике и др.).

Основной задачей педагогического творчества является раскрытие и применение новых, оптимальных систем сообщения знаний, развития умений самостоятельно работать, постигая вершины профессионального мастерства.

Труд учителя всегда предполагает творчество, так как он постоянно связан с личностью обучающегося, растущей, развивающейся, приобретающей знания, умения, убеждения, привычки. У каждого эти процессы протекают уникально, на фоне различного восприятия мира, неодинаковой степени развития мышления, способностей, природных задатков. Найти, сконструировать лучшие сочетания личностных качеств человека и условий его воспитания и обучения с учетом уровня развития – творческая задача преподавателя.

Таким образом, творчество педагога целесообразно определить как индивидуально своеобразную систему его умственных и практических действий по обновлению учебно-воспитательного процесса путем разработки, конструирования его новых элементов, устранения устаревших средств, форм и методов работы, реализации принципиально новых, оригинальных, эффективных решений педагогических задач.

Как тут не задуматься о необходимости своего профессионального роста и творческого потенциала?

В наши дни жизнь выдвигает новые требования к преподаванию иностранного языка в школе, ориентирует учителя на поиск наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, которые определяют реальные пути к овладению обучающимися иностранным языком как средством общения.

Учитель должен использовать различные методы обучения, чтобы заинтересовать учащихся и привить им любовь к данному предмету.

Работая по УМК «Английский в фокусе» (Ю.Е.Ваулина) в среднем и старшем блоке ученик имеет возможность сначала отработать лексику в режиме «обучение», а затем проверить результаты своего труда в режиме «практика» и проконтролировать в режиме «тест».

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нам поможет компьютер и интернет. Применение ресурсов Интернета в преподавании и процессе подготовки к урокам или в порядке самообразование уже изменяет личность учителя.

Компьютерные технологии помогают:

-привлекать пассивных слушателей;

-делать занятие более наглядным;

-приучать учащихся к самостоятельной работе;

-повышать интенсивность учебного процесса;

-повышать желание изучать предмет;

-дисциплинировать учителя, формировать его интерес к работе.

Этот список можно продолжить. Для меня применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков.

В процессе работы я использую нестандартные методы обучения:

-ролевые игры;

-дискуссии;

-интерактивные обсуждения;

-«мозговые штурмы»;

-круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию;

-творческие учебные задания (экскурсии, приготовление еды), включающие задания на говорение, чтение, аудирование и письма;

-тестовые задания;

-проектную деятельность;

-тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной деятельности учащихся.

Участие в конференциях, семинарах, вебинарах, публикации методических материалов и статей.

Персональный сайт или Блог – личная страничка в виде дневника или журнала. Обычно создается и модерируется одним человеком, а любой посетитель сайта может разместить на свое сообщение или комментарий. Блоги можно достаточно просто и бесплатно создать на сайте www.blogger.com/start , сайт www.multiurok.ru используя уже готовую оболочку.

http://shcherbak11.blogspot.com/p/blog-page_07.html

http://multiurok.ru/elenashcherbak/

Блоги имеют линейную хронологическую структуру – новый размещенный материал следует за предыдущим. Они могут использоваться при развитии всех видов речевой деятельности, хотя преимущественно умений чтения и письма. Блог учителя является методической копилкой и может содержать как текстовый материал, информацию об изученном материале, разные задания, так и фотографии, аудио и видеозаписи, ссылки на информационно-справочные ресурсы сети Интернет и сетевые тесты по изучаемым темам.

Наличие разнообразных Веб сервисов помогает успешно проводить уроки и выполнять задания. Это повышает уровень самостоятельной работы, мотивирует к изучению английского языка. Использование разных сервисов позволяет искать, отбирать информацию, делать выводы.

Google-карта. Английский язык включает в себя разные области, в том числе и географию. Изучение географического положения страны становится более интересным. Карта помогает сформировать пространственное мышление, позволяет увидеть планету в целом, найти любую страну, город, улицу, дом.

Google docs. Дает возможность создавать совместные презентации. Совместная презентация учащихся online близка к технологии сотрудничества, повышает ответственность, присутствует момент соревнования. Является совместным продуктом, созданным учащимися самостоятельно.

Слайд шоу Photo Peach. Можно использовать в качестве домашней работы, для построения ассоциативного ряда с тем или иным словом.

Google-таблица. Можно использовать как интерактивные диаграммы.

Goolge-текстовый документ. Позволяет давать учащимся письменные задания, создавать индивидуальные карточки с упражнениями для урока. Это является их индивидуальным продуктом.

Google-рисунок. Использование mind map, составление кластеров, помогает организовать парную, групповую работу. Использование Google-рисунка помогает активизировать лексику, т. к. задействованы все каналы восприятия.

В учебном процессе именно учитель выступает организатором творческой деятельности. От уровня развития его творческого потенциала во многом зависит уровень развития творческого потенциала детей. Это очень серьезная ответственность. Поэтому понимание сути процессов, лежащих в основе формирования творческого потенциала, механизмов его развития, важно для учителя. Эти знания помогут ему решать свои личностные и профессиональные проблемы, помогать в творческом развитии своим ученикам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!