СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения учащихся на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения учащихся на уроках математики.»

Формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения учащихся на уроках математики.

Развитие личности обучающихся на основе усвоения УУД, познания и освоения мира это цель и основной результат современного школьного образования. Учащийся на сегодняшний день должен уметь ставить цели, владеть способами решения поставленной задачи, уметь контролировать, оценивать свою деятельность, находить ошибки и исправлять их. В процессе своей деятельности способен отвечать на вопросы: Что необходимо сделать? Зачем это нужно делать? Как это нужно делать?

На уроках математики формируются такие качества личности, как ответственное отношение к труду, мировоззрения, уважительно отношение к другому человеку и его труду, нравственного поведения, освоение социальных норм. Обучающиеся должны определять понятия, обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение на уроках математики. Немаловажен и стиль преподавания учителем своего предмета. Во-первых, это демократический стиль учителя на уроке. Он должен учитывать не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы – побуждение, совет, просьба. В общении с учениками, учитель должен быть доброжелательным, открытым, внимательным.

Нa урокaх мaтемaтики рaботa с любым учебным зaдaнием требует рaзвития регулятивных умений. Одним из нaиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.

Также на уроках предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. В значительную часть уроков включаются проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности. Проблемные ситуации курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Широко применятся проектная деятельность. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.

Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание», «Найти отличия»,  «Поиск лишнего»,   «Лабиринты»,     «Цепочки», составление схем-опор, работа с таблицами, составление и чтение диаграмм, работа со словарями и т.д.)

     Виды заданий:

Пример. Геометрия 8 класс. Четырехугольники. Найти лишнего, ответ обосновать.

  1. Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, треугольник.

  2. Ромб, квадрат, параллелограмм.

  3. Высота, медиана, биссектриса, отрезок.

  4. Градус, радиан, минута, литр.

Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.  Виды действий: составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссвордов, подготовь рассказ на тему…

Пример . Математика 5 класс. Диаграммы.  На доске таблица с данными по физкультуре данного класса.


Прыжки в длину

Метание гранаты

Бег

Аня

185 см

0,01м

420сек.

Настя

19дм

1200см

5мин 30сек.

Зиля

1м7дм2см

135дм

0,1час.

Изучают таблицу и отвечают на вопросы. У кого самые хорошие результаты по прыжкам? У кого плохие результаты? Кто из ребят дальше кидает гранаты? Кто бежит  быстрее? У кого второе место? Потом они выбирают тип диаграммы и рисуют диаграмму.

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

Виды заданий: преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, диспут, ищу ошибку, контрольный опрос на определенную проблеме

Пример1. Математика 5 класс. Деление с остатком. Можно организовать работу в парах. Сейчас много рекламных газет, журналов.  Каждый партнер дает  своему товарищу определенную сумму денег чтобы купить какие-то вещи в магазине.  Через определённое время они рассказывают друг- другу что купили , по какой цене и сколько у них осталось денег.

Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.     

Некоторые виды заданий: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий.

Пример. Математика 5 класс. Натуральные числа. Творческое задание. Писать поздравление (8 марта, 23 февраля, Новый год) используя натуральные числа.

УУД  предоставляют возможность перейти от обучения как преподнесения обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.

Выводы

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Заключение

    Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Список литературы

  • Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

  • Хинчин А.Я. О развивающем эффекте уроков математики /Математика в школе. – 1962. – № 3. – С. 30–44.

  • - Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!