СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование и развитите познавательных УУД на уроках биологии в малокомплектной школе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит конкретные примеры по формированию познавательных универсальных учебных действий в малокомплектной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование и развитите познавательных УУД на уроках биологии в малокомплектной школе"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»  Тимский р-н Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Учитель биологии Константинова Е. В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа» Тимский р-н

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Учитель биологии

Константинова Е. В.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Современное образование требует четких ответов на вопросы:  Для чего?  Цели и ценности  Содержание  Чему?  Технологии  Как? Content Layouts Ключевая компетенция образования Научить учиться

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Современное образование требует четких ответов на вопросы:

  • Для чего?

Цели и ценности

Содержание

  • Чему?

Технологии

  • Как?

Content Layouts

Ключевая компетенция образования

Научить учиться

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе 1) базовые логические действия: -выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); -устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; -предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; -выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; -делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; -самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);  Познавательные УУД :

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

1) базовые логические действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

-устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

Познавательные УУД :

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования познавательных  общеучебных действий  Формулирование цели Приём «А знаете ли вы что…?»  5 класс. Тема: «Бактерии» ….эти организмы самые древние и мелкие из всех существующих на Земле? 6 класс. Тема: «Водоросли» … это самые древние растения на Земле. По некоторым оценкам учёных их возраст более миллиарда лет. 7 класс. Тема «Паукообразные» … одни из самых древнейших и удивительных животных на нашей планете. Впервые они появились на планете около 400 миллионов лет назад.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования познавательных общеучебных действий

Формулирование цели

  • Приём «А знаете ли вы что…?»

5 класс. Тема: «Бактерии» ….эти организмы самые древние и мелкие из всех существующих на Земле?

6 класс. Тема: «Водоросли» … это самые древние растения на Земле. По некоторым оценкам учёных их возраст более миллиарда лет.

7 класс. Тема «Паукообразные» … одни из самых древнейших и удивительных животных на нашей планете. Впервые они появились на планете около 400 миллионов лет назад.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования познавательных  общеучебных действий  Формулирование цели Приём «А знаете ли вы что…?»  5 класс. Тема: «Бактерии» ….эти организмы самые древние и мелкие из всех существующих на Земле? 6 класс. Тема: «Водоросли» … это самые древние растения на Земле. По некоторым оценкам учёных их возраст более миллиарда лет. 7 класс. Тема «Паукообразные» … одни из самых древнейших и удивительных животных на нашей планете. Впервые они появились на планете около 400 миллионов лет назад.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования познавательных общеучебных действий

Формулирование цели

  • Приём «А знаете ли вы что…?»

5 класс. Тема: «Бактерии» ….эти организмы самые древние и мелкие из всех существующих на Земле?

6 класс. Тема: «Водоросли» … это самые древние растения на Земле. По некоторым оценкам учёных их возраст более миллиарда лет.

7 класс. Тема «Паукообразные» … одни из самых древнейших и удивительных животных на нашей планете. Впервые они появились на планете около 400 миллионов лет назад.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Выявление неполноты знаний учащихся» Вспомните…?, Что вы знаете о…? Что вы можете рассказать о…?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Выявление неполноты знаний учащихся»

Вспомните…?,

Что вы знаете о…?

Что вы можете рассказать о…?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Исключение»  Что является лишним в данном перечне?  5 класс. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, ядро. Образовательная, проводящая, покровная, нервная. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, ядро. Образовательная, проводящая, покровная, нервная.  6 класс. Шиповник, смородина, крыжовник, липа. Чашечка, венчик, околоцветник, побег. Шиповник, смородина, крыжовник, липа. Чашечка, венчик, околоцветник, побег.  7 класс. Пауки, Клещи, Сенокосцы, Стрекозы Акула, химера, скат, щука. Пауки, Клещи, Сенокосцы, Стрекозы Акула, химера, скат, щука.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Исключение»

Что является лишним в данном перечне?

5 класс.

  • Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, ядро. Образовательная, проводящая, покровная, нервная.
  • Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, ядро.
  • Образовательная, проводящая, покровная, нервная.

6 класс.

  • Шиповник, смородина, крыжовник, липа. Чашечка, венчик, околоцветник, побег.
  • Шиповник, смородина, крыжовник, липа.
  • Чашечка, венчик, околоцветник, побег.

7 класс.

  • Пауки, Клещи, Сенокосцы, Стрекозы Акула, химера, скат, щука.
  • Пауки, Клещи, Сенокосцы, Стрекозы
  • Акула, химера, скат, щука.
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Группировка» Тема: «Покрытосеменные». «Почему эти растения отнесли к одному отделу?» Тема: «Членистоногие». «Почему этих животных отнесли к одному типу?»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Группировка»

Тема: «Покрытосеменные».

«Почему эти растения отнесли к одному отделу?»

Тема: «Членистоногие».

«Почему этих животных отнесли к одному типу?»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Отгадай ребус» 6 класс Тема «Грибы» 7 класс Тема «Птицы»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Отгадай ребус»

6 класс Тема «Грибы»

7 класс Тема «Птицы»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Найди отличия» 5 класс 6 класс

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Найди отличия»
  • 5 класс
  • 6 класс
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы поиска информации Найти место в учебнике Биология 6 класс. Тема «Водоросли: зелёные, бурые, красные» Задание 1.Прочитай пункт «Какое разнообразие водорослей встречается в природе?» 2.Найди место в учебнике, где описывается процесс размножения хламидомонады. 3.Ответь на вопрос, какими способами осуществляется размножение? Текст: «Размножение хламидомонады осуществляется бесполым и половым способами. Перед делением она перестаёт двигаться и теряет жгутики. Под оболочкой материнской клетки возникают четыре, а иногда и восемь подвижных клеток со жгутиками – зооспоры. Из них развиваются новые особи – водоросли. При половом размножении в клетках образуются гаметы, которые сливаются попарно и дают начало новому организму»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы поиска информации

  • Найти место в учебнике

Биология 6 класс. Тема «Водоросли: зелёные, бурые, красные»

Задание

1.Прочитай пункт «Какое разнообразие водорослей встречается в природе?» 2.Найди место в учебнике, где описывается процесс размножения хламидомонады. 3.Ответь на вопрос, какими способами осуществляется размножение?

Текст: «Размножение хламидомонады осуществляется бесполым и половым способами. Перед делением она перестаёт двигаться и теряет жгутики. Под оболочкой материнской клетки возникают четыре, а иногда и восемь подвижных клеток со жгутиками – зооспоры. Из них развиваются новые особи – водоросли. При половом размножении в клетках образуются гаметы, которые сливаются попарно и дают начало новому организму»

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Придумать название к тексту; Разбить текст параграфа на части и озаглавить каждую из них;

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Придумать название к тексту;
  • Разбить текст параграфа на части и озаглавить каждую из них;
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Составь предложения по теме … Для составления предложений предлагаю ребятам использовать такие слова как « так, как », « потому что », следовательно », « если, то ». Например, тема «Строение цветка». Предлагаю учащимся составить предложения по этой теме затрагивающие симметрию цветка. Например, Так как через цветок яблони (капусты, редьки) можно провести несколько осей симметрии, следовательно он является правильным. Цветки гороха (шалфея) относят к неправильным, потому что через них можно провести лишь одну ось симметрии. Если через цветок нельзя провести ни одной оси симметрии (цветки канны), то он является асимметричным.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Составь предложения по теме …

Для составления предложений предлагаю ребятам использовать такие слова как « так, как », « потому что », следовательно », « если, то ». Например, тема «Строение цветка». Предлагаю учащимся составить предложения по этой теме затрагивающие симметрию цветка. Например, Так как через цветок яблони (капусты, редьки) можно провести несколько осей симметрии, следовательно он является правильным. Цветки гороха (шалфея) относят к неправильным, потому что через них можно провести лишь одну ось симметрии. Если через цветок нельзя провести ни одной оси симметрии (цветки канны), то он является асимметричным.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Найти смысловую ошибку в тексте

Наступила весна, птички поют, на улице слякоть. Я опять порвал штаны на заборе, и мама сказала, что мне не хватает ответственного отношения к жизни. Они с папой долго думали и решили, что мне нужна территория, где я был бы хозяином и мог делать все, что захочу. Мне выделили одну большую грядку в огороде и разрешили сажать на ней все растения, что мне нравятся, но и ухаживать за ней буду только я.

Я, конечно, очень удивился и обрадовался, побежал в магазин и купил целый пакет семян однодольных, двудольных, трехдольных растений. Они были почему-то дешевыми, хотя всхожесть была отличная- 70%.

Как только стаял снег, я посадил все свои семена в землю: огурчики, арбуз, горошек, укроп.

Ведь чем быстрее посадишь, тем скорее получишь урожай!

Чтобы семена не замерзли, я их поглубже закопал в почву, хорошо полил и плотно прижал землю, чтобы ветром семена не сдуло. И стал ждать….

Задание. Найдите предложения содержащие ошибку, прочитайте и обоснуйте свой выбор.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Найти в тексте формулировку понятия Биология 5 класс. Тема: «Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях» «Наиболее примитивно и просто устроенные растения – водоросли. Их объединяют в группу низших растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Тело водорослей называют слоевищем или талломом. Слоевище может быть одноклеточным или многоклеточным. У высших растений тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые образованы различными тканями». Задание. Прочитай текст. Опираясь на него, сформулируй понятия «низшие растения», «высшие» растения.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Найти в тексте формулировку понятия

Биология 5 класс. Тема: «Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях»

«Наиболее примитивно и просто устроенные растения – водоросли. Их объединяют в группу низших растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Тело водорослей называют слоевищем или талломом. Слоевище может быть одноклеточным или многоклеточным. У высших растений тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые образованы различными тканями».

Задание. Прочитай текст. Опираясь на него, сформулируй понятия «низшие растения», «высшие» растения.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Составь таблицу (сверни информацию), схему, кластер Видоизменения корней Втягивающиеся Столбовидные Ходульные Дыхательные Корни-присоски Запасающие Корнеплоды Корневые клубни

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Составь таблицу (сверни информацию), схему, кластер

Видоизменения корней

Втягивающиеся

Столбовидные

Ходульные

Дыхательные

Корни-присоски

Запасающие

Корнеплоды

Корневые клубни

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Решение биологических задач 1. Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно – брюшном направлении; у акул – торпедообразное, у рыб – игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения? 2. У карпа туловище высокое, хвост относительно короткий, спинной плавник широкий и занимает почти всю спинную часть тела; у щуки туловище удлинённое, спинной и подхвостовой плавник сдвинуты к хвостовому. Какая из этих рыб быстрее плавает, может делать резкие броски? Почему вы так считаете? 3. Несколько щук жили в большом и ярко освещённом аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет ненастоящий!» - восклицают посетители. Однако слышат в ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука чёрная?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Решение биологических задач
  • 1. Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно – брюшном направлении; у акул – торпедообразное, у рыб – игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
  • 2. У карпа туловище высокое, хвост относительно короткий, спинной плавник широкий и занимает почти всю спинную часть тела; у щуки туловище удлинённое, спинной и подхвостовой плавник сдвинуты к хвостовому. Какая из этих рыб быстрее плавает, может делать резкие броски? Почему вы так считаете?
  • 3. Несколько щук жили в большом и ярко освещённом аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет ненастоящий!» - восклицают посетители. Однако слышат в ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука чёрная?
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Сравни объекты по рисункам

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Сравни объекты по рисункам

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Обучение работе с учебными текстами

1. Прочитайте текст параграфа.

2. Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?

3. Выделите основные мысли текста.

4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

1 уровень – знание фактов, терминов, хронологии и т.д.; вопросы типа: кто, что, когда, сколько и т.д.;

2 уровень - знание и понимание причин, механизмов; вопросы типа: зачем, почему, каким образом и т.д.;

3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать; вопросы типа: какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.

4-й уровень - умение формулировать проблемы, планировать шаги по их решению, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы – какую проблему можно сформулировать, как приступить к ее решению, какие средства есть и какие еще нужны, как найти информацию для решения конкретной проблемы и т.д.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Познавательные игры Добавь вместо пропусков буквы или поменяй буквы местами, чтобы получились названия разделов биологии: 1……КТЕРИОЛОГ……(Бактериология) 2….КОЛО…И…(Экология) 3….ЕНЕ…ИК…(Генетика) 4…….ТОЛОГИ…(Цитология) 5…ИРУСОЛ…ГИЯ (Вирусология) 6.ТАКАНОБИ (Ботаника) 7.ГОЛОЗОИЯ (Зоология) 8.ЯГОМИЛИКО (Микология)

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Познавательные игры

Добавь вместо пропусков буквы или поменяй буквы местами, чтобы получились названия разделов биологии:

1……КТЕРИОЛОГ……(Бактериология)

2….КОЛО…И…(Экология)

3….ЕНЕ…ИК…(Генетика)

4…….ТОЛОГИ…(Цитология)

5…ИРУСОЛ…ГИЯ (Вирусология)

6.ТАКАНОБИ (Ботаника)

7.ГОЛОЗОИЯ (Зоология)

8.ЯГОМИЛИКО (Микология)

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Моделирование Используя разнообразный материал (бумагу, пластилин, ткань, природный материал) изготовить модели по теме урока. Например, «Строение клетки», «Строение семени», «Строение цветка», «Половое размножение покрытосеменных растений», «Простейшие».

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Моделирование

Используя разнообразный материал (бумагу, пластилин, ткань, природный материал) изготовить модели по теме урока. Например, «Строение клетки», «Строение семени», «Строение цветка», «Половое размножение покрытосеменных растений», «Простейшие».

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Слепой текст 5 класс. Тема: «Строение и функции корня” Корень - ________(А) орган. Он поглощает из почвы воду и _________(Б) соли. Верхушка (самая молодая часть корня) покрыта ________ (В), который защищает корень от повреждений. За ним следует зона деления и роста. Поглощение корнем воды и минеральных солей происходит в зоне ________(Г). Перечень терминов:1)корневой чехлик, 2)вегетативный, 3)генеративный, 4)минеральные, 5) органические, 6)зона всасывания, 7) зона проведения А Б В Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Слепой текст

5 класс. Тема: «Строение и функции корня”

Корень - ________(А) орган. Он поглощает из почвы воду и _________(Б) соли. Верхушка (самая молодая часть корня) покрыта ________ (В), который защищает корень от повреждений. За ним следует зона деления и роста. Поглощение корнем воды и минеральных солей происходит в зоне ________(Г).

Перечень терминов:1)корневой чехлик, 2)вегетативный, 3)генеративный, 4)минеральные, 5) органические, 6)зона всасывания, 7) зона проведения

А

Б

В

Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Слепой текст 6 класс. Тема: «Оплодотворение цветковых растений” Оплодотворению у цветковых растений предшествует_________(А), которое происходит с помощью ветра или насекомых. На рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает, образуется пыльцевая трубка, по которой два _________(Б) передвигаются в _________(В). Здесь один спермий сливается с _________(Д), а другой с центральной клеткой. Такое оплодотворение называют двойным. Перечень терминов: 1) опыление,2) животные, 3) яйцеклетка, 4) ядро, 5) спермии, 6) зародышевый мешок,7) деление клетки. А Б В Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Слепой текст

6 класс. Тема: «Оплодотворение цветковых растений”

Оплодотворению у цветковых растений предшествует_________(А), которое происходит с помощью ветра или насекомых. На рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает, образуется пыльцевая трубка, по которой два _________(Б) передвигаются в _________(В). Здесь один спермий сливается с _________(Д), а другой с центральной клеткой. Такое оплодотворение называют двойным.

Перечень терминов: 1) опыление,2) животные, 3) яйцеклетка, 4) ядро, 5) спермии, 6) зародышевый мешок,7) деление клетки.

А

Б

В

Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Слепой текст 7 класс. Тема: «Особенности внутреннего строения рыб» Сердце рыб состоит из двух камер: предсердия и _________(А). В сердце у рыб течёт _______(Б) кровь. От желудочка сердца к жабрам отходит крупный кровеносный сосуд - _______(В), который разветвляется на более мелкие сосуды – артерии. В жабрах они образуют густую сеть мелких сосудов ______(Г), в которых кровь обогащается кислородом. Перечень терминов: 1) аорта, 2) вена, 3) капилляры, 4) желудочек, 5) артериальная, 6) венозная, 7) смешенная А Б В Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Слепой текст

7 класс. Тема: «Особенности внутреннего строения рыб»

Сердце рыб состоит из двух камер: предсердия и _________(А). В сердце у рыб течёт _______(Б) кровь. От желудочка сердца к жабрам отходит крупный кровеносный сосуд - _______(В), который разветвляется на более мелкие сосуды – артерии. В жабрах они образуют густую сеть мелких сосудов ______(Г), в которых кровь обогащается кислородом.

Перечень терминов: 1) аорта, 2) вена, 3) капилляры, 4) желудочек, 5) артериальная, 6) венозная, 7) смешенная

А

Б

В

Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Слепой текст 8 класс. Тема: «Пищеварение в ротовой полости» В ротовой полости пища смачивается ________(А) и пережёвывается. Одновременно ______(Б), содержащиеся в слюне, расщепляют _______(В) пищи и превращают их в растворимые соединения. Пищевой комок через глотку и пищевод попадает в ________(Г), который располагается под диафрагмой слева А Б В Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Слепой текст

8 класс. Тема: «Пищеварение в ротовой полости»

В ротовой полости пища смачивается ________(А) и пережёвывается. Одновременно ______(Б), содержащиеся в слюне, расщепляют _______(В) пищи и превращают их в растворимые соединения. Пищевой комок через глотку и пищевод попадает в ________(Г), который располагается под диафрагмой слева

А

Б

В

Г

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Текст с ошибками

5 класс: Тема: «Внутреннее строение стебля».

Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сначала выпишите номера этих предложений, а затем сформулируйте предложения правильно.

1. Наружный слой стебля образован пробкой (корой), покрытой кожицей, которая с возрастом заменяется более толстым слоем - корой (пробкой). 2. В пробковом слое есть чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, через которые происходит газообмен. 3. Под пробкой в коре находится луб, составной частью которого являются лубяные волокна и ситовидные трубки. 4. Лубяные волокна – основные проводящие элементы луба (выполняют механическую функцию). 5. Ситовидные трубки – выполняют главным образом механическую (опорную) функцию (основные проводящие элементы луба). 6. Проводящие и механические элементы древесины и луба располагаются вдоль стебля, а в поперечном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи, состоящие из рядов живых клеток.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Текст с ошибками 6 класс: Тема: «Строение цветка». Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сначала выпишите номера этих предложений, а затем сформулируйте предложения правильно. 1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку (побег). 2. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков (зеленого цвета). 4. Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник (некоторые имеют простой). 6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Текст с ошибками

6 класс: Тема: «Строение цветка».

Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сначала выпишите номера этих предложений, а затем сформулируйте предложения правильно.

1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку (побег). 2. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков (зеленого цвета). 4. Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник (некоторые имеют простой). 6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Смысловое чтение

1. «Дополни определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

2. «Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается возможность самим сформулировать понятие. Например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», «транскрипция», «трансляция» и т.д. сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

3. «Установи соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Пример задания на установление соответствия Понятие Определение понятия 1. Выделение А. Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде 2. Раздражимость Б. Поступление в организм кислорода и использование его для расщепления сложных веществ с высвобождением энергии 3. Размножение В. Изменение в строении организма или его отдельных частей 4. Развитие Г. Процесс воспроизведения организмом себе подобных 5. Дыхание Д. Процесс поступления, преобразования и выделения веществ в организме с образованием энергии 6. Обмен веществ Е. Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Пример задания на установление соответствия

Понятие

Определение понятия

1. Выделение

А. Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде

2. Раздражимость

Б. Поступление в организм кислорода и использование его для расщепления сложных веществ с высвобождением энергии

3. Размножение

В. Изменение в строении организма или его отдельных частей

4. Развитие

Г. Процесс воспроизведения организмом себе подобных

5. Дыхание

Д. Процесс поступления, преобразования и выделения веществ в организме с образованием энергии

6. Обмен веществ

Е. Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Задай вопрос  Провоцирую ситуацию, когда ученику самостоятельно приходится формулировать вопросы к новому учебному материалу. К примеру, предлагаю задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?». Предлагаю составить вопросы к параграфу. При этом ограничиваю число вопросов и время на их составление. Ребятам нужно бегло ознакомиться с текстом, чтобы грамотно и лаконично задать вопрос. Это совсем непростая задача. Поэтому, те ученики, которым удаётся с ней справиться всегда получают хорошие отметки.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Задай вопрос

Провоцирую ситуацию, когда ученику самостоятельно приходится формулировать вопросы к новому учебному материалу. К примеру, предлагаю задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?». Предлагаю составить вопросы к параграфу. При этом ограничиваю число вопросов и время на их составление. Ребятам нужно бегло ознакомиться с текстом, чтобы грамотно и лаконично задать вопрос. Это совсем непростая задача. Поэтому, те ученики, которым удаётся с ней справиться всегда получают хорошие отметки.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Памятка на полях “Инсерт” ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. + Я это уже знал - Я это не знал ! Думал иначе ? У меня возник вопрос +   - Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Водоросли – это низшие растения. !   Отмечается все новое, что стало известно из текста ? Водоросли могут питаться автогетеротрофно. Водоросли состоят из слоевища и ризоидов.   Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.     Считала, что водоросли живут только в воде. Бурые водоросли обитают на глубине 200м. Какое значение имеют водоросли в природе и в жизни человека?  

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Памятка на полях “Инсерт”

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения.

+ Я это уже знал

- Я это не знал

! Думал иначе

? У меня возник вопрос

+

 

-

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Водоросли – это низшие растения.

!

 

Отмечается все новое, что стало известно из текста

?

Водоросли могут питаться автогетеротрофно.

Водоросли состоят из слоевища и ризоидов.

 

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

 

Считала, что водоросли живут только в воде.

Бурые водоросли обитают на глубине 200м.

Какое значение имеют водоросли в природе и в жизни человека?

 

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования логических  универсальных учебных действий Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Алгоритм выполнения: Определить объекты сравнения. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. Найти общие черты. Найти черты отличия. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования логических универсальных учебных действий

  • Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).

Алгоритм выполнения:

  • Определить объекты сравнения.
  • Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
  • Найти общие черты.
  • Найти черты отличия.
  • Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования логических  универсальных учебных действий Приём сравнения (работа с таблицами) Вопросы для сравнения Значение для организма Пищеварение Выделение С какой системой связано? Что выделяется во внешнюю среду? «Отходы» выделяются во внешнюю среду через ...

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования логических универсальных учебных действий

  • Приём сравнения (работа с таблицами)

Вопросы для сравнения

Значение для организма

Пищеварение

Выделение

С какой системой связано?

Что выделяется во внешнюю среду?

«Отходы» выделяются во внешнюю среду через ...

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования логических  универсальных учебных действий Приём сравнения (работа с таблицами) Вопросы для сравнения Значение для организма Фотосинтез Дыхание Что выделяется во внешнюю среду? Что поглощается из внешней среды? Где протекает?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования логических универсальных учебных действий

  • Приём сравнения (работа с таблицами)

Вопросы для сравнения

Значение для организма

Фотосинтез

Дыхание

Что выделяется во внешнюю среду?

Что поглощается из внешней среды?

Где протекает?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования логических  универсальных учебных действий Приём сравнения (работа с рисунками)

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования логических универсальных учебных действий

  • Приём сравнения (работа с рисунками)
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приёмы формирования логических  универсальных учебных действий Приём сравнения (Вопросы по фактическому материалу) 5 кл Тема: «Строение и функции корня. Разнообразие корней». -В чём отличие главного и боковых корней от придаточных? (Приведите примеры) 5 кл. «Внутреннее строение листа» - В чём сходство и различие столбчатой и губчатой тканей листа? Какую функцию выполняют эти ткани. 6 кл. Тема «Мхи» -Что общего в развитии мхов сфагнума и кукушкина льна, а в чём отличия? 7 кл. Тип Кишечнополостные. -Чем сходны и чем различаются медуза и гидра?  

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Приёмы формирования логических универсальных учебных действий

  • Приём сравнения (Вопросы по фактическому материалу)

5 кл Тема: «Строение и функции корня. Разнообразие корней».

-В чём отличие главного и боковых корней от придаточных? (Приведите примеры)

5 кл. «Внутреннее строение листа»

- В чём сходство и различие столбчатой и губчатой тканей листа? Какую функцию выполняют эти ткани.

6 кл. Тема «Мхи»

-Что общего в развитии мхов сфагнума и кукушкина льна, а в чём отличия?

7 кл. Тип Кишечнополостные.

-Чем сходны и чем различаются медуза и гидра?

 

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Синквейн» 1.Ядро Большое, двумембранное Регулирует, контролирует, передает Клетке без ядра – и не туда, и не сюда! Голова! 2.Митохондрия Эллипсоидновидная, двумембранная Окисляет, размножается, снабжает Энергия бьёт ключом! АТФ 3. Цитоплазма Водянистая, изменяющаяся Движется, растет, воспроизводится Внутренняя среда живой или умершей клетки Содержимое

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Синквейн»

1.Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

2.Митохондрия

Эллипсоидновидная, двумембранная

Окисляет, размножается, снабжает

Энергия бьёт ключом!

АТФ

3. Цитоплазма

Водянистая, изменяющаяся

Движется, растет, воспроизводится

Внутренняя среда живой или умершей клетки

Содержимое

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Классификация» Пример. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А – в семени две семядоли Б – в семени одна семядоля В – корневая система стержневая Г – корневая система мочковатая Д – жилкование листьев сетчатое Е – жилкование листьев параллельное Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Классификация»

Пример. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.

А – в семени две семядоли

Б – в семени одна семядоля

В – корневая система стержневая

Г – корневая система мочковатая

Д – жилкование листьев сетчатое

Е – жилкование листьев параллельное

Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме

З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Обобщение» Как провести обобщение? 1.Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях. 2.Выяви их сходство. 3.Сформулируй общий вывод. 4.Оформи ответ. Пример. Биология 6 класс  1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, яблоко, яблоня, осина, береза.  2. Из приведённого ниже перечня выберите части древесного стебля.  1) кора  2) зона деления  3) камбий  4) зона проведения  5) сердцевина  6) зона растяжения

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Обобщение»

Как провести обобщение?

1.Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях.

2.Выяви их сходство.

3.Сформулируй общий вывод.

4.Оформи ответ.

Пример. Биология 6 класс

1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, яблоко, яблоня, осина, береза.

2. Из приведённого ниже перечня выберите части древесного стебля.

1) кора

2) зона деления

3) камбий

4) зона проведения

5) сердцевина

6) зона растяжения

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Аналогии»  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Общее соцветие Частное плод … . ягода Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) литовка 3) семя 2) эмбрион 4) щиток

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Аналогии»

1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Общее

соцветие

Частное

плод

… .

ягода

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) литовка 3) семя

2) эмбрион 4) щиток

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём логических цепочек Задание 1. Установите последовательность движения нервного импульса по рефлекторной дуге. Начиная от рецептора.  1) рецептор  2) вставочный нейрон  3) двигательный нейрон  4) чувствительный нейрон  5) исполнительный орган Задание 2. Определите последовательность частей слухового анализатора, участвующих в возникновении, проведении и анализе нервных импульсов, начиная от слуховых рецепторов.  1) слуховая зона височной доли мозга  2) волосковые клетки улитки  3) слуховые пути головного мозга  4) слуховой нерв

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём логических цепочек

Задание 1. Установите последовательность движения нервного импульса по рефлекторной дуге. Начиная от рецептора.

1) рецептор

2) вставочный нейрон

3) двигательный нейрон

4) чувствительный нейрон

5) исполнительный орган

Задание 2. Определите последовательность частей слухового анализатора, участвующих в возникновении, проведении и анализе нервных импульсов, начиная от слуховых рецепторов.

1) слуховая зона височной доли мозга

2) волосковые клетки улитки

3) слуховые пути головного мозга

4) слуховой нерв

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Преобразование данных таблицы, графика в текст Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет ( по оси x отложен возраст человека (в годах), а по оси y – масса его тела (в кг)). Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? Масса тела человека Перестаёт расти после 17 лет Растёт равномерно с 2 до 10 лет Не увеличивается после 12 лет Сначала растёт, потом снижается Растёт на протяжении всей жизни

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Преобразование данных таблицы, графика в текст

Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет ( по оси x отложен возраст человека (в годах), а по оси y – масса его тела (в кг)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Масса тела человека

  • Перестаёт расти после 17 лет
  • Растёт равномерно с 2 до 10 лет
  • Не увеличивается после 12 лет
  • Сначала растёт, потом снижается
  • Растёт на протяжении всей жизни
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Преобразование данных таблицы, графика в текст Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб ответьте на следующие вопросы. В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами? У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров? Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Преобразование данных таблицы, графика в текст

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб ответьте на следующие вопросы.

  • В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
  • У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
  • Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Действия постановки и решения проблемы» Пример. В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Действия постановки и решения проблемы»

Пример. В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Постановка проблемного вопроса» Пример 1 . В теме «Дыхание» задаю проблемные вопросы: 1). В воздухе содержится кислород и углекислый газ. Почему в клетки при дыхании поступает кислород, а не углекислый газ? 2). При дыхании кислород всегда проникает внутрь организмов, а углекислый газ выделяется, почему не наступает такой момент, когда в воздухе остается только углекислый газ? Пример 2. При изучении темы «Выделение» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: -Почему опасно есть переросшие грибы? -Почему человек умирает, если перестают работать почки? При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока. Пример 3. В процессе  изучения темы «Кровь» в 8 классе предлагаю ребятам ответить на следующие вопросы: Полезно или вредно свертывание крови? Как мы управляем свертыванием крови? Почему надо знать группы крови?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Постановка проблемного вопроса»

Пример 1 . В теме «Дыхание» задаю проблемные вопросы: 1). В воздухе содержится кислород и углекислый газ. Почему в клетки при дыхании поступает кислород, а не углекислый газ? 2). При дыхании кислород всегда проникает внутрь организмов, а углекислый газ выделяется, почему не наступает такой момент, когда в воздухе остается только углекислый газ?

Пример 2. При изучении темы «Выделение» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы:

-Почему опасно есть переросшие грибы?

-Почему человек умирает, если перестают работать почки?

При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока.

Пример 3. В процессе  изучения темы «Кровь» в 8 классе предлагаю ребятам ответить на следующие вопросы: Полезно или вредно свертывание крови? Как мы управляем свертыванием крови? Почему надо знать группы крови?

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Приём «Дискуссия» Пример. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева - у одного мыши кору частично погрызли, а у другого зайцы ствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите. (Дискуссия проводится с опорой на знания учащихся по темам «Органы растения», «Ткани»).

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

  • Приём «Дискуссия»

Пример. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева - у одного мыши кору частично погрызли, а у другого зайцы ствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите. (Дискуссия проводится с опорой на знания учащихся по темам «Органы растения», «Ткани»).

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе Заключение  Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам: учащиеся результативно мыслят и работают с информацией; ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывают новые знания из различных источников и разными способами; перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта; преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму; работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, и т.д.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в малокомплектной школе

Заключение

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:

  • учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;
  • ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;
  • делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
  • добывают новые знания из различных источников и разными способами;
  • перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;
  • работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!