СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения посредством логически выстроенной системы логопедических упражнений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены советы и рекомендации в коррекции дислексии посредством логически выстроенной системы логопедических упражнений

Просмотр содержимого документа
«Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения посредством логически выстроенной системы логопедических упражнений»

Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения посредством логически выстроенной системы логопедических упражнений   «Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и понимать прочитанное – вот в чём главное дело».  К.Д.Ушинский

Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения посредством логически выстроенной системы логопедических упражнений

«Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и понимать прочитанное – вот в чём главное дело».

К.Д.Ушинский

Чтение – основной вид деятельности каждого школьника    Формирование навыка чтения у некоторых детей проходит медленно, с большим количеством ошибок, и, как следствие этого дети испытывают трудности в осознании программного материала. Школьные логопеды называют это «дислексия». Дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточное интеллектуальное и речевое развитие. Она связана с несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Нарушение понимания слов, предложений, текстов в логопедии называется семантической дислексией. Ребёнок читает механически и не понимает прочитанного. Это и есть неосознанное чтение. Формирование и совершенствование правильного осознанного чтения у детей – одна из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.

Чтение – основной вид деятельности каждого школьника

Формирование навыка чтения у некоторых детей проходит медленно, с большим количеством ошибок, и, как следствие этого дети испытывают трудности в осознании программного материала. Школьные логопеды называют это «дислексия». Дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточное интеллектуальное и речевое развитие. Она связана с несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Нарушение понимания слов, предложений, текстов в логопедии называется семантической дислексией. Ребёнок читает механически и не понимает прочитанного. Это и есть неосознанное чтение. Формирование и совершенствование правильного осознанного чтения у детей – одна из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.

Правильность чтения

Обучать чтению – значит готовить ребёнка к жизни, формировать определённое отношение к ней. Правильность чтения – это чтение без искажений, без ошибок. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением. Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики надо проводить 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включать упражнения на произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Речевая гимнастика готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Приведу пример речевой гимнастики: Учимся регулировать дыхание. Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринуждённо, не прикасаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встаёт лицом к классу и показывает, как следует набирать воздух в лёгкие и как при выдохе медленно расходовать его;

Как правильно выполнять речевую гимнастику Обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко. Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счёт «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе считают до трёх, затем до четырёх и пяти. Вместо счёта при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал чётко и с такой же силой, как и начало. Отработка произнесения гласных звуков. Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором. Э А О У И Ы Даю сочетания: А – У, А – О, Ы – И, Э – А, И – О и т.д. В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.

Как правильно выполнять речевую гимнастику

Обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко. Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счёт «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе считают до трёх, затем до четырёх и пяти. Вместо счёта при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал чётко и с такой же силой, как и начало.

Отработка произнесения гласных звуков. Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.

Э А О У И Ы

Даю сочетания: А – У, А – О, Ы – И, Э – А, И – О и т.д.

В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.

Что необходимо знать педагогам Учимся говорить ясно, отчётливо. Для того, чтобы научить детей говорить ясно и отчётливо, необходимо выполнять упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Учимся говорить быстро, медленно. Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции. Эти виды работы включают использование скороговорок (например,, «На дворе трава, на траве дрова», «Сеня вёз воз сена»), а также стихотворений. Учимся говорить громко, тихо. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением .

Что необходимо знать педагогам

Учимся говорить ясно, отчётливо.

Для того, чтобы научить детей говорить ясно и отчётливо, необходимо выполнять упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты.

Учимся говорить быстро, медленно.

Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции. Эти виды работы включают использование скороговорок (например,, «На дворе трава, на траве дрова», «Сеня вёз воз сена»), а также стихотворений.

Учимся говорить громко, тихо.

Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением .

Пятиминутка чтения

Пятиминутка чтения.

Это такой этап урока, который позволяет совершенствовать

технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение

каждым учеником. Это чтение слоговых таблиц различных модификаций; чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегчённых текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми.

Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова, необходимо развитие звуко - слогового синтеза. Для этого рекомендую следующие задания:

  • Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам

(д, о, м; к, а, ш, а);

  • Назвать слитно слово, произнесённое по слогам (ба-буш-ка);
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ка, лас, точ);
  • Назвать слитно предложение, произнесённое по слогам

(Се-год-ня хо-ро-шая по-го-да);

  • Игра «Путаница». Педагог произносит 2 слога, нужно

поменять их местами и назвать получившееся слов(на, лу; по, лам);

  • Добавить недостающие слоги в словах (кар…ка, де…ки);

Словарная работа При обучении осмысленному чтению важное место занимает словарная работа. Рекомендуются следующие задания: Игра «Фотограф». На листе – 5-6 слов из текста, читаемого на уроке. За определённое время учащиеся должны прочитать слова, запомниь их. Затем одно слово убирается. Спрашиваю детей: Что изменилось? Какое слово исчезло? За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце 6 слов, второй вариант – во втором абзаце 3 слова. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю;  Найти лишний слог: бо, ко, но, со, кы, ро. Раздели слово на две группы: А) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока; Б)заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец; Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой состав (пе-ре-ло-жи-ла –

Словарная работа

При обучении осмысленному чтению важное место занимает словарная работа. Рекомендуются следующие задания:

Игра «Фотограф». На листе – 5-6 слов из текста, читаемого на уроке. За определённое время учащиеся должны прочитать слова, запомниь их. Затем одно слово убирается. Спрашиваю детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?

За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце 6 слов, второй вариант – во втором абзаце 3 слова.

Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю; Найти лишний слог: бо, ко, но, со, кы, ро. Раздели слово на две группы:

А) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;

Б)заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец;

Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой состав (пе-ре-ло-жи-ла –

Уточнение понимания прочитанных слов, предложений, текста.  Одновременно с развитием слогового анализа и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:  Прочитать слово и ответить на вопрос.  Дополнить предложение, воспроизведённое логопедом.  Прочитать предложение и ответить на вопрос по содержанию.   Повторить прочитанное предложение.  Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.  Составить план прочитанного текста.  Пересказать прочитанный текст.  При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Предлагаем примерные задания:  Подбор синонимов к прочитанному слову.  Подбор антонимов к прочитанному слову.

Уточнение понимания прочитанных слов, предложений, текста.

Одновременно с развитием слогового анализа и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:

  • Прочитать слово и ответить на вопрос.
  • Дополнить предложение, воспроизведённое логопедом.
  • Прочитать предложение и ответить на вопрос по содержанию.

  • Повторить прочитанное предложение.
  • Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.
  • Составить план прочитанного текста.
  • Пересказать прочитанный текст.
  • При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Предлагаем примерные задания:
  • Подбор синонимов к прочитанному слову.
  • Подбор антонимов к прочитанному слову.

 Введение наиболее употребительных глаголов, при этом можно использовать различные игры: Кто как передвигается? Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает; Кто как голос подаёт? Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, кукушка кукует; Дифференциация глаголов, противоположных по значению: Одеть –снять, поднять – опустить, бросить – поймать, дать – взять, положить – убрать; Добавление прилагательных в предложение. Закончить предложения: Груша сладкая, а лимон… Огурец овальный, а помидор… Лента узкая, а река… Молоко жидкое, а сметана …

Введение наиболее употребительных глаголов, при этом можно использовать различные игры:

  • Кто как передвигается?
  • Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает;
  • Кто как голос подаёт?
  • Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, кукушка кукует;
  • Дифференциация глаголов, противоположных по значению:
  • Одеть –снять, поднять – опустить, бросить – поймать, дать – взять, положить – убрать;
  • Добавление прилагательных в предложение. Закончить предложения: Груша сладкая, а лимон… Огурец овальный, а помидор… Лента узкая, а река… Молоко жидкое, а сметана
  Отгадывание загадок: 1. Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет (Заяц); 2 . Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк);  3. Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж);  4. Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка);  5. Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся … (Лисица);  6. Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь); Работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, берёза – берёзовый, железо – железный); Уточнение значений прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих качества человека (добрый, злой, ленивый); Подбор определений к прочитанному слову – существительному. Например: дождь какой? День какой ещё может быть?
  •   Отгадывание загадок:

1. Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет (Заяц);

2 . Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк); 3. Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж); 4. Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка); 5. Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся … (Лисица); 6. Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь);

  • Работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, берёза – берёзовый, железо – железный);
  • Уточнение значений прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих качества человека (добрый, злой, ленивый);
  • Подбор определений к прочитанному слову – существительному. Например: дождь какой? День какой ещё может быть?
Советы педагогам: ребёнок должен испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать; не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит звуки, слова, неправильно строит предложения. Доброжелательно, спокойно помогите ему;  добивайтесь правильного произношения фраз, слов. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправным; чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать

Советы педагогам:

  • ребёнок должен испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать;
  • не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит звуки, слова, неправильно строит предложения. Доброжелательно, спокойно помогите ему;

  • добивайтесь правильного произношения фраз, слов. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправным;
  • чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать
Используйте упражнения для развития мелкой моторики: Конструирование из кубиков, домиков, башен; Лепка из пластилина; Работа с мозаикой; Дыхательные упражнения (надуть шары, подуть на листья,  задуть горящую свечу);   Пальчиковый тренинг. 1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз. 2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз. 3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз. 4.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж

Используйте упражнения для развития мелкой моторики:

  • Конструирование из кубиков, домиков, башен;
  • Лепка из пластилина;
  • Работа с мозаикой;
  • Дыхательные упражнения (надуть шары, подуть на листья,

задуть горящую свечу);

Пальчиковый тренинг.

1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.

2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

4.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж

Внимательно слушая ребёнка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь. Примеры артикуляционных упражнений  для губ, щёк, языка:  1. Движения высунутого языка вправо и влево.  2. Надувание обеих щёк одновременно.  3.Надувание щёк попеременно.  4.Круговое облизывание губ кончиком языка.  5.Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы.   6.Присасывание к нёбу спинки языка.     Я думаю, наши советы и рекомендации помогут вам в обучении наших учеников. Успехов вам! Всего доброго !

Внимательно слушая ребёнка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь. Примеры артикуляционных упражнений для губ, щёк, языка: 1. Движения высунутого языка вправо и влево. 2. Надувание обеих щёк одновременно. 3.Надувание щёк попеременно. 4.Круговое облизывание губ кончиком языка. 5.Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы. 6.Присасывание к нёбу спинки языка.

Я думаю, наши советы и рекомендации помогут вам в обучении наших учеников. Успехов вам!

Всего доброго !

39.                                                                                                                                                                                                                

39.