СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и свойства почвы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии в 8 классе по теме "Формирование и свойства почвы".

Просмотр содержимого документа
«Формирование и свойства почвы.»

Тема: Формирование и свойства почвы.

Цели и задачи урока:

1. Сформировать знания о почвообразующих факторах, структуре и составе почвы, показать значение почвы в природе и жизни людей.

2. Воспитывать бережное отношение к почве.

2. Показать значение работ Докучаева В.В. в изучении почв России.

Оборудование: Физическая и почвенная карта России, атлас, схемы в учебнике, настенные схемы-таблицы «Почвы России», образцы почв, мультимедийная установка, слайд - презентация.

Тип урока: урок формирования новых знаний


ХОД УРОКА:

I. Организационная часть урока.

II. Изучение нового материала

Тема, цель, задачи, план урока, ключевые слова темы

1. Почва и ее состав.

Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Землей называют нашу планету, сельскохозяйственные угодья. Отношение человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях.

- Что есть почва?

Впервые выделил почву как «особое тело» замечательный русский ученый В.В. Докучаев.

Знакомство с биографией Докучаева (опережающее задание ученику).

А теперь рассмотрим состав почвы.


2. Почвообразующие факторы

Почвообразующие процессы - зарождение и эволюция почв под воздействием факторов почвообразования. Рассмотрим схему.


3. Строение почвы.

Верхний горизонт - гумусовый А1. Он обычно густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие надземные части растений. В этом горизонте особенно много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Здесь, в верхней части почвы, происходит накопление органического вещества и образование гумуса. Гумусовый горизонт самый темный. Цвет его зависит от накопившегося перегноя. Количество перегноя уменьшается сверху вниз, поэтому горизонт светлее в нижней части.
Гумусовый горизонт может содержать разное количество гумуса (от нескольких долей процента до 10—12%, редко - больше) и иметь разную мощность (от нескольких сантиметров до метра и более). Чем длительнее развивается почва и чем благоприятнее условия для ее образования, тем мощнее гумусовый горизонт. Минеральная часть этого горизонта также претерпевает наиболее сильные изменения под действием живых организмов.

При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений.
В некоторых почвах, формирующихся в условиях большого количества осадков, в нижней части гумусового горизонта образуется горизонт вымывания (А2). Это очень осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений. Иногда вынесено все, что может раствориться, и остается один кремнезем. В нем почти нет боковых корней растений. По цвету этот горизонт напоминает золу, из-за чего получил название «подзолистый».

Ниже лежит горизонт вмывания В. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Здесь сравнительно мало корней, зато накапливается много мельчайших минеральных частиц (ила и глины), поэтому он более плотный и через него труднее просачивается вода. В разных климатических условиях и на разных горных породах в этом горизонте могут накапливаться оксиды железа и алюминия (тогда горизонт красновато-бурый), или карбонаты (тогда он с белесыми пятнами, пленками и прожилками), или гипс, или легко растворимые соли. Этот горизонт играет роль своеобразного фильтра. Мощность его колеблется от нескольких сантиметров до 1-1,5 м.

Еще ниже лежит слабо измененная материнская порода (С), из которой образовалась почва. В этом горизонте нет гумуса. Часто он бывает совсем не похож на почву. Но от материнской породы унаследованы почвой минеральные вещества, из которых она состоит. Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществом путем циркуляции почвенного раствора. В период дождей влага просачивается сверху вниз, а в сухие периоды поднимается снизу вверх и несет с собой все, чем богаты нижние горизонты.

Степень выраженности отдельных горизонтов, их мощность и химический состав зависят от климатических условий, растительности и горных пород, а также от возраста почвы. Молодые почвы обычно не имеют четко выраженных горизонтов.

По строению почвенного профи ля обычно определяют принадлежность почвы к тому или иному типу: подзолистым, серым лесным черноземам и т. д.


4. Механический состав почв.

Почвы различаются по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). По этому признаку почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные. Почвы, в которых много обломков горных пород (щебня) называют скелетными. Особенно часто скелетными бывают почвы гор.


5. Структура почвы. Типы почв России.

- Название почве дали по названию гумусового горизонта.

- Как размещаются основные типы почв по территории России? (Географическое расположение почв на равнинах подчинено общим законам широтной зональности, а в горах - высотной поясности.)
- Работа в парах с таблицей «Типы почв России» и «Почвенная карта России». Найдите все типы почв, данные в таблице.

Почвенные карты - отображают размещение почв (типов, подтипов, видов), механического состава почв и почвообразующих пород.


6. От чего нужно охранять почву? Самостоятельная работа обучающихся.


III. Закрепление.

1. Какова роль Докучаева в изучении почв России?

2. Какую роль в почвообразовании играют живые организмы?

3. Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание § 22,23; Написать «письмо» от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!