Конкурсное задание «Методический семинар».
Пояснительная записка к презентации
«Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся в учебной и внеурочной деятельности»
Сл. 1 - Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
Сл. 2 - Что же такое ИКТ-компетентность обучающихся?
ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Сл. 3 - Здесь, как нельзя лучше подходят слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно ...». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения приобрёл сегодня информационно-иллюстративный оттенок. Да и я с уверенностью могу сказать, что урок или занятия по внеурочной деятельности, включающие слайды презентации вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Сл. 4 - Уроки и внеурочная деятельность с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:
Во-первых, применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки, внешкольные мероприятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, расширяется возможность самостоятельной деятельности обучающихся.
Сл. 5 - Осуществляя организацию по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах и во внеурочной деятельности, учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, развитию творческих способностей. Происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.
Сл. 6 - Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса; расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.
Область использования ИКТ
Сл. 7 - Чтобы показать свою работу, я взяла отдельную часть учебного плана - внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, презентации, проектная деятельность, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательного учреждения дополнительного образования - Дворца творчества детей и молодёжи.
Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например, при проведении викторин по разным предметам, составлении и отгадывании кроссвордов и ребусов и т.д., необходимо подготовить много теоретического материала. Мои ученики сами подбирают теоретический материал под моим руководством.
Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы, интерактивные игры, которые способствуют развитию интереса школьников в определенной области, повышению мотивации изучения данной предметной области. Мои обучающиеся являются постоянными участниками таких конкурсов.
Сл. 8 - Для реализации использования ИКТ-технологий во внеурочной деятельности особенно важно заинтересовать в этой работе школьников, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования. Чем же могут быть полезны информационно-коммуникационные технологии в разрешении этой проблемы?
Во-первых, сама возможность поработать с сетью Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.
Во-вторых, участие в творческих проектах и конкурсах может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса или проекта.
В-третьих, использование на занятиях во внеурочной деятельности презентаций, интерактивных игр создаёт положительную мотивацию на учебу.
Сл. 9 - Однако, при всей заманчивости использования ИКТ во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что ИКТ не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.
Сл. 10 - Моя работа, как учителя и воспитателя, построена с применением ИКТ. Большинство открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступлений я провожу с применением информационных технологий. А внедрение новых информационных технологий во внеурочную деятельность в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесли большой эффект и имеют большое значение в развитии и воспитании детей. Вместе с детьми мы создали презентации-проекты «Дедушкин огород», «По творчеству М.Ю. Лермонтова», «Любовь к природе», «Мир вашему дому», «Визитная карточка обучающегося»; видеоклипы «Мамочка», «Бабулечка, бабуля, любимая моя», «Тигренок», «Выпускникам 2014», «Выпускникам 2015», «Выпускникам 2016», «Выпускникам 2017», «Выпускникам 2018», «Выпускникам 2019». Все эти работы, яркие, красочные, привлекательные, представляются для родителей, для гостей школы и на муниципальных и международных конкурсах. После просмотра готовых презентаций-проектов, видеоклипов каждый ребенок чувствует важность своей работы, свою значимость в этой работе.
Сл. 11 - Для примера, я хочу представить вашему вниманию один из проектов «Мы за природу в ответе». Участники коллективного проекта: обучающиеся 3 и 4 класса структурного подразделения МБОУ «СОШ № 25». Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Сл. 11 и 12 -
| Учащихся | Учителя |
Цель | Создать фильм «Мы за природу в ответе» | Организовать условия для формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы. |
Задачи | ⁕Уметь внимательно, разумно, бережно относиться к окружающей природе. ⁕Воспитывать в себе экологическую культуру. ⁕Приобщаться к произведениям устного народного творчества. ⁕Уметь организовывать свою деятельность. ⁕Уметь сотрудничать с другими учащимися. ⁕Осуществлять поиск информации в сети Интернет и справочной литературе. ⁕Нарисовать рисунки по данной тематике. ⁕Познакомиться с работой сканера Panasonic, диктофона Huawei Nova, с работой в программе Windows Movie Maker (с помощью руководителя). | ⁕Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. ⁕Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям природы. ⁕Развивать наблюдательность, навык самостоятельной исследовательской деятельности. ⁕Формировать у детей отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. ⁕Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы. ⁕Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности. ⁕Развивать самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания на практике. |
Сл. 13-15 - Дневник проекта. I этап - Организационный. Информационно-изобразительный.
Сл. 16 - Дневник проекта. II этап - Сценарный. Создание слайдовой презентации.
Сл. 17- Дневник проекта. III этап - Дикторский.
Сл. 18 - Дневник проекта. IV этап - Монтировочно-технический. Создание фильма.
Сл. 19 - Дневник проекта. V этап - Заключительный. Демонстрационный.
Сл. 20 - видеопроект «Мы за природу в ответе».