Выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, способностями эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовностью к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира. Конкретные технологические умения и навыки, и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед студентами в различных предметах.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетенций студента в рамках реализации ФГОС СПО, как одна из составляющих саморазвития личности студента.»
Умный человек знает все,
а мудрый - знает, что с этим делать
Формирование ИКТ-компетенций студента в рамках реализации ФГОС СПО, как одна из составляющих саморазвития личности студента.
Клокова Елена Евгеньевна,
Преподаватель информатики и ИКТ
*
Что же такое компетенция?
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования.
Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ - насыщенной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Портрет выпускника
Выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, способностями эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовностью к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира.
Общий принцип формирования ИКТ - компетентности
Конкретные технологические умения и навыки, и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед студентами в различных предметах.
ИКТ - компетентности
Обращение с устройствами ИКТ, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
- понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
- подключение устройств ИКТ к электрической сети;
- включение и выключение устройств ИКТ, вход в операционную систему;
- базовые действия с экранными объектами;
- соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
- информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
- вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать), обращение с расходными материалами;
- использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
- соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
- цифровая фотография, сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
- создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
- обработка фотографий;
- видеомонтаж и озвучивание видео сообщений
Создание письменных текстов
- ввод русского и иноязычного текста двумя руками;
- базовое экранное редактирование текста;
- структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
- использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
- издательские технологии.
Создание графических объектов
- создание геометрических объектов;
- создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
- создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
- создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
- создание мультипликации в соответствии с задачами;
- создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Создание музыкальных и звуковых объектов
- использование музыкальных и звуковых редакторов
- использование клавишных и кинестетических синтезаторов
Создание сообщений (гипермедиа)
- создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
- цитирование и использование внешних ссылок;
- проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки.
Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
- понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
- формулирование вопросов к сообщению;
- разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
- деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
- описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
- работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
- избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
- выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
- участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
- посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
- личный дневник (блог);
- форум;
- игровое взаимодействие;
- взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
- видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
- образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
- информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Поиск информации
- приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
- приемы поиска информации на персональном компьютере;
- особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Организация хранения информации
- описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
- система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
- формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
- поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
- определители: использование, заполнение, создание.