«Формирование информационной культуры и медиакомпетентности
участников образовательного процесса»
С.В.Федерякина заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ №12 г.Грязи
«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет
отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно.
Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе
и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей.
Одна из них –необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем.
Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены
информационного общества. Важно научить ученика находить нужный
маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать
культурологический аспект использования средств информатизации как
элемента общей культуры. Это невозможно сделать без современных
информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
Основными условиями применения ИКТ на уроках являются наличие и
доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов, ИКТ –
компетентность участников образовательного процесса, видение
преимущества мультимедийных ресурсов перед другими средствами
обучения. Что касается первого условия, в нашей школе есть 1
компьютерный класс , оснащенные интерактивной доской и
проектором, кабинеты начальных классов(1-2 класса), оснащенные проекторами.
Второе условие - медиакомпетентность участников образовательного
процесса. «Образование через всю жизнь» - один из основных принципов,
без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием
мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности
педагога – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование
медиакультуры обучающегося.
Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию
средств ИКТ в учебном процессе:
1. компьютерная осведомленность – владение элементарными
навыками работы на компьютере.
2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск,
знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном
процессе.
3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением
педагогических образцов использования средств ИКТ.
4. информационная культура, характеризующаяся направленностью на
собственные разработки образовательных инноваций в области
использования ИКТ.
Данная градация уровней готовности учителей рассматривается как основа
для определения направления методического сопровождения учителей в
области ИКТ:
1) Построение образовательного процесса на основе новых технологий
обучения с использованием средств информационных и
коммуникационных технологий.
В нашем ОУ пусть медленно, но все же улучшается показатель
оснащенности компьютерной техникой. Учителя стараются по мере возможности проводить ИКТ -уроки, использовать информационные образовательные ресурсы сети Интернет для повышения эффективности образования и самообразования.
Проходит обучение на дистанционных курсах повышения квалификации:
Учитель географии Зиле Е.В.,Федерякина С.В.
по теме «Использование ЭОР в образовательной области …»
директор школы Федина Е.Г,зам.директора по УВР О.В.Брезицкая
«Правовые основы управления школой»,
«Управление карьерой: технология профессионального и личного
самоопределения».
2) Организация проектной и исследовательской деятельности.
Одним из основных методов, направленных на использование
информационно-коммуникационных технологий в эффективной
организации учебного процесса является проектная и исследовательская деятельность.
В школе работает научное общество школьников - руководитель Зиле Е.В. Согласно перспективному плану работы и программы «Одарённые дети» в школе 14.02 . 2012 года прошла школьная научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее» научно-исследовательского общества школьников , которая выявила участников 2 районной научно-практической конференции учащихся общеобразовательных школ «Шаг в будущее». В секции географии были представлены лучшие работы 7 учащихся . Ученица 11 класса Веретенникова О. («Альтернативные источники энергии: проблемы и перспективы развития») и ученик 9 класса Щигорев Е. («Интеграция банков и школы») заняли призовые места. Работы ребят были подготовлены под руководством преподавателя Зиле Е.В. Была отмечена практическая значимость работы Турзенок М. «Автоматизированный учет статистической информации учителей СОШ №12» (учитель информатики Дзантиев З.А.).
3) Создание единой коммуникативной среды.
Школа взаимодействует с районным управлением образования,с
другими образовательными учреждениями: обмен информации по
электронной почте. Одной из составляющих единого образовательного
пространства ОУ является сайт школы, целью развития которого является
создание новых форм взаимодействия всех участников образовательного
пространства, формирование банка данных образовательных ресурсов,
осуществление документооборота. Сайт постоянно обновляется.
4) Оказание методической поддержки педагогам.
На заседаниях педсоветов, оперативных совещаний мы обсуждаем
вопросы современного образования, акцентируем внимание на проблемах и методах их решения, в том числе и в вопросах использования ИКТ в
образовательной деятельности педагога, осуществляем обзор передового
педагогического опыта, анализируем современные программы, учебно-
методические пособия. Методические консультации по вопросам
оформления в печатном и электронном виде школьной документации разного рода (оформление рабочих программ, индивидуальных планов,
материалов передового педагогического опыта, портфолио и др.) носят как групповой, так и индивидуальный характер. Поэтому деятельность всего
педагогического коллектива должна быть направлена на обновление
профессиональных компетенций педагогов и активное вовлечение всех
учителей в информационное образовательное пространство.
Подводя итоги можно сказать, что без информационных технологий уже
невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение.