СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование инклюзивной культуры

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование инклюзивной культуры»

Средства формирования инклюзивной культуры

«Инклюзивная» игра «угадай-ка!»

Создание инклюзивной культуры включает формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, повышение культуры коммуникации (иметь навык общения в разной социальной среде, различных жизненных ситуациях, с людьми, испытывающими трудности при общении и т.д.). Правильно созданная инклюзивная среда создаст все условия для решения сложных образовательных и воспитательных задач, будет способствовать развитию сознания школьника, умению проводить внутреннюю и внешнюю оценку своих действий и поступков.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Инклюзивная игра – спортивная или творческая игра, объединяющая людей. Игра, которая учит совместно достигать цели в атмосфере дружбы, сотрудничества и взаимопонимания.

Главная идея игр – инклюзивность – включение в полноценное социальное взаимодействие людей с разными физическими возможностями, создание единой комфортной среды для людей вне зависимости от их физических и психологических особенностей. Правильно организованная инклюзия позволяет вовлечь в конструктивное взаимодействие представителей разных социальных групп.

Грамотная организация и проведение инклюзивных игр позволяют развивать у детей способность выполнения групповых инструкций, понимания социальных правил, адекватного взаимодействия со сверстниками.

Подобные мероприятия создают условия для позитивного взаимодействия молодёжи благодаря «соприсутствию» ребят с особенностями развития и здоровых подростков в единой среде – совместным занятиям спортом, выполнению коллективных командных заданий, встречам в различных секциях технической и художественной направленности.

Непосредственное участие в инклюзивных играх готовит молодых людей взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, учит брать на себя ответственность за принятие решения возникающих проблем, проявлять инициативу, успешно работать в группе, активно и эффективно участвовать в жизни коллектива, позволит успешно адаптироваться в социуме.

Молодёжные инклюзивные игры дают человеку возможность испытать себя в непривычных условиях, больше узнать о тех, кто живёт рядом, но по-другому. Идея инклюзии выражается в составе участников игр: в играх участвуют смешанные команды, в которые входят как здоровые люди, так и люди с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении инклюзивных игр реализуются следующие принципы:

  • Принцип формирования краткосрочных и долгосрочных молодёжных общественных объединений в поле инклюзии;

  • Принцип конструирования коллективной молодёжной идентичности в условиях культурных изменений современного поколения молодёжи.

Задачи:

  • Вовлечение представителей различных социальных групп молодёжи в активное участие в социокультурной жизни общества;

  • Привлечение внимания общества к совместной созидательно-творческой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников;

  • Создание особой творческой атмосферы толерантности, открытости взаимного интереса и уважения в молодёжной среде;

  • Стимулирование развития профессионального и любительского творчества среди молодёжи в условиях инклюзивной игры;

  • Организация консультативной и практической помощи педагогам по осуществлению практики инклюзивной игры;

  • Расширение практического социально-культурного опыта участников игр, за счёт инклюзивных связей с различными социальными группами;

  • Изучение, развитие и использование скрытых талантов и особых способностей у молодых людей с инвалидностью и у их здоровых сверстников за счёт активизации инклюзивных взаимодействий.

Мы хотим предложить игру, которую можно провести для младших школьников на обычном уроке или на классном часу, посвященном формированию инклюзивной культуры. Эта игра продемонстрирует и поможет детям осознать трудности, возникающие у людей с особенностями зрения, тем самым поспособствует формированию инклюзивной культуры обучающихся.

«Угадай-ка

Цель игры:

  • Научиться узнавать предмет с помощью тактильных ощущений;

  • Развить внимание и мелкую моторику.

Суть игры: при помощи осязания участникам необходимо угадать, что за предмет находится перед ними.

Реквизит:

  • Повязки на глаза;

  • Непрозрачные пакеты;

  • Списки с предметами для угадывания;

  • Орешки;

  • Игрушка-антистресс;

  • «Лизун»;

  • Крупы (рис, гречка, горох, макароны);

  • Мятая бумага;

  • Мармеладки;

  • Конструктор;

  • Пазлы;

  • Кофейные зерна;

  • Мелки.



Описание:

  1. Заранее подготавливаются пакеты, внутри которых необходимые элементы для угадывания и список содержимого;

  2. Участники работают в парах (игрок-ведущий). На каждого выдается по пакету;

  3. Ведущий завязывает игроку глаза, вскрывает пакет и по одному достает содержимое, отмечая в бланке, что игрок угадал;

  4. Участники меняются ролями;

  5. Подведение итогов и рефлексия (возникающие в процессе игры ощущения).

Проведение игры позволит за короткое время расширить рамки восприятия участников, что поспособствует изменению отношения к людям с ограниченными возможностями.

Вопросы, помогающие при рефлексии:

  • Было ли вам комфортно находиться с завязанными глазами и не видеть ничего вокруг?

  • Какие переживания вы испытывали в процессе игры?

  • Как вы думаете, какие трудности возникают у людей с особенностями зрения?

  • Смогли бы вы дружить с одноклассником с ОВЗ?

  • Чему вы и одноклассник с ОВЗ можете научить друг друга?

  • Что значит дружить без барьеров с одноклассником с ОВЗ?

  • Как вы считаете, у каждого человека должен быть друг?

  • В чем заключается разнообразие мира, в котором мы живем?

Таким образом, прочувствовав на себе барьеры, ограничивающие возможности, участники поймут, в каких условиях существуют слепые или слабовидящие люди, что поспособствует формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ и развитию инклюзивной культуры.

Если есть такая возможность, можно пригласить незрячего человека на урок, чтобы он продемонстрировал свои умения в определении предмета при помощи осязания. Тогда и сами ученики смогут задать интересующие их вопросы, затрагивающие тему инклюзии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!