Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)
Подготовила; Пронина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г. Балаково
«Знания-дети удивления и любопытства» Луи де Бройль
У детского мозга огромный запас возможностей для познания. Наша главная задача - развитие познавательного интереса, мышления ребёнка в младшем школьном возрасте.
Как можно повлиять на успех?
- Стимулировать познавательную активность.
- Для развития мозга очень важна активность
самого ребёнка.
- Возможность выбора стимулирует развитие
познавательной активности.
- Для развития мозга важна сенсомоторная интеграция.
- Эмоции очень важны для обучения.
- Избегайте скучных и однообразных уроков.
Поговорим о вундеркиндах (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя)
Это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Как избежать проблем?
- Развитие индивидуального познавательного опыта ребёнка.
- Всестороннее развитие личности.
Какие методы работы с одаренными детьми использует учитель, чтобы помочь им развить свою уникальную способность?
задания более сложные по способу действия, требующие не простого применения образца, а анализа, размышления, рассуждения, поиска обоснований и доказательств решения;
на уроке устанавливается более высокий уровень усвоения обязательного учебного материала или выходящих за рамки программы знаний и умений, направленных прежде всего на развитие обобщенных способов действий, формирование положительных качеств субъекта учебной деятельности, его самоконтроля и самоанализа
индивидуальные задания, работа со слабо успевающими учащимися, ассистенты, помощники в учебных кабинетах.
учителя помогают им пользоваться специальной литературой, рекомендуют факультативные курсы, направляют в школьные кружки.
Технология проблемного обучения стимулирует интеллектуальное развитие учеников
активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, речь
воспитывает активную личность
учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу
Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога
Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или открытия нового знания.
Побуждающий диалог более сложен. Но и более эффективен, так как обеспечивает по-настоящему творческую деятельность, формирует и речь учащихся, и логическое мышление.
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации ( Что удивило? Почему не смогли выполнить задание? );
создания проблемной ситуации ( столкновение мнений, выдвижение противоречивых фактов )
Побуждающий диалог при постановке учебной проблемы требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
побуждения к формулированию учебной проблемы ( Какой возникает вопрос?)
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы ( Над чем будем работать? Какой будет тема урока? )
поиск решения учебной проблемы
побуждающий к гипотезам диалог
подводящий к знанию диалог
принятие выдвигаемых учениками гипотез
побуждение к выдвижению гипотез
принятие гипотез, предлагаемых учениками
побуждение к проверке гипотез
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов .
море-приморский
дорога-придорожный
школа-пришкольный
берег- прибрежный
город - пригородный
Запишите 8 слов в строчку через запятую:
Заговорил, запел, побежал, поплыл, отцвёл, отгремел, прочитал, зашил.
Отметьте приставки.
Взаимопроверка в парах .
Вставьте приставки: про-, пере-, при-, от-, до-, на-, в-, с-, за- , вз-. (Упражнение 5 стр.130)
...летел два метра, ...летел через океан, ...летел на два дня, ...летел от стены, ...летел до игрока, ...летел на столб, ...летел в комнату, ...летел с крыши, ...летел за ограду, ...летел в небо.
«Знания-дети удивления и любопытства» Луи де Бройль
Спасибо за внимание!