СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исполнительского мастерства и творческой активности участников хореографического коллектива

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие организатора, идейного лидера, сильной творческой личности, художественного руководителя, который будет определять идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива: наличие материальной базы танцевального зала или сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исполнительского мастерства и творческой активности участников хореографического коллектива»

«Формирование исполнительского мастерства и творческой активности участников хореографического коллектива»

1. Необходимые условия формирования творческой жизни детского хореографического коллектива

Требования к художественному руководителю детского хореографического коллектива

Художественный руководитель – это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.

Самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие организатора, идейного лидера, сильной творческой личности, художественного руководителя, который будет определять идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива: наличие материальной базы танцевального зала или сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера.

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно - художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.

Балетмейстер - сочинитель, создатель новых хореографических произведений. Его можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые. «для того чтобы наполнить танцевальный образ внутренним содержанием, чтобы придать ему жизненное правдоподобие, нужно в равной мере знать психологию и характерные черты как Принца из сказки, так и римского патриция с его вспышками ярости. Их нужно одинаково понимать и любить. [2,с.7]

Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей, как бы эти движения не были сложны.



2. Репертуар – лицо детского хореографического коллектива

Социально - педагогический смысл детского хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связанно во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно-художественного уровня, социально - педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций. [9]

Подбор репертуара требует от художественного руководителя детского коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно - творческих и воспитательных задач.

Одним из критериев при подборе репертуара для детского хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива.

При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать каждому возрасту – свои номера и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного.

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённо- ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

6. Создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек - ­это позволяет работать с двумя составами, так как важно занимать всех участников коллектива.

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований. При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.



Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе детского хореографического коллектива. Интересы интернациональной культуры предполагают наличие национальных, а они традиционно передаются из поколения в поколение носителями в данном случае, владеющими знанием танца, законов его созидания и выразительных средств. А танец в своём прекрасно - увлекательном коде несёт глубочайшие пласты информации.

Не до конца уяснено ещё и отношение к детским хореографическим коллективам, различным по своим мотивационным и целевым установкам. В одних – руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах, гастроли. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе лучших стандартов профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. В репертуаре преобладают местные фольклорные танцы в собственной обработке. Роль таких коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Нечёткое уяснение специфики, возможностей и задач каждого из таких коллективов, неточность творческой ориентации – всё это ведёт, в конечном итоге, к снижению популярности жанра народно - сценической хореографии, к замедлению нашего пути из вчера в завтра.

Конечно, не всё, что отлично от старого, может считаться хорошим. Впрочем, и в старом не всё одинаково хорошо. Однако есть общий наш опыт, который даёт возможность мыслить и чувствовать глубже. Но в этот опыт входит и мысль о движении. Забыть о движении, наверное, так же плохо, как и утерять опыт. Конечно, дом без фундамента рухнет, однако один фундамент тоже ещё не дом. Но сделать вещь, где есть объемность, гармония новых решений, трудно. [3,с.49]

3. Учебная, организационно-методическая, воспитательная и образовательная работа в хореографическом коллективе

Работать хореографом в детском коллективе – это так же трудно, как учительствовать в школе. Это тяжёлая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать с любви, с ласковости, с юмора, не теряя при этом железной воли. [4,с.34]

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить, как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению. «Когда - то Пришвин сказал, что не хотел бы снова стать юным, потому что опять пришлось бы мучиться от отсутствия мастерства. Ну, это, наверное, чересчур – жалко, когда уходит молодость. Но мастерство приходит действительно гораздо позже». [5,с.21]

Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации репетиции, и мне кажется, каждый художественный руководитель должен знать и обязательно использовать эти положения в организации репетиций своего коллектива.

Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу участников. Это послужит хорошим уроком тем, кто опоздает, и приучит всех приходить на репетицию за 10 – 15 минут до начала. В противном случае, зная, что руководитель из - за несвоевременной явки участников задерживает репетицию, число опозданий может постоянно увеличиваться, что приведёт к потере времени, отведённого на репетицию. От этого снижается не только художественная отдача репетиции, но теряется и её воспитательный, нравственно - организующий смысл. Безответственное отношение одних порой раздражает, расслабляет в определённом отношении других, снижает в них чувство постоянного творческого «горения. В коллективе появляются нездоровые тенденции исключительности для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции. Таким образом, начало репетиций в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно – эстетическое требование.

Репетиция должна начинаться с разминки, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.

Из воспоминаний Мариса Лиепы о репетициях с Лавровского Леонида Михайловича: «Репетиция никогда не начиналась с разучивания какого-то па или танцевального куска. Каждой из них предшествовало некое органическое вступление, увертюра из разговора, рассказа, истории, простого двухминутного общения с аудиторией. Со всеми вместе, включая пианистов. Это было необходимо, чтобы войти в определённую тональность будущей работы. Он, как умелый дирижёр, настраивал свой маленький оркестр и подчинял его движению своей руки. И когда он чувствовал, что нужная тональность получена, ещё раз окидывал взглядом всех и тихо бросал: «Начали!». [7,с.89]

Если вся организационная часть репетиции обеспечена должным образом, то усиливается и её воспитательное воздействие. Поэтому так важно продумать репетиционные занятия до мельчайших подробностей их организационно - методическую и техническую стороны.

Отрицательно влияют на творческий настрой участников неожиданные вызовы художественного руководителя, например, к телефону, к директору и т.д. Если же всё - таки возникает необходимость отлучиться с репетиции, то, конечно, нужно извиниться перед участниками, дать им задание и поручить контролировать ход его выполнения самому опытному из них.

Без продуманной организации репетиции не может быть ни подлинного взаимопонимания между руководителем и коллективом, ни реализации педагогической и художественной программы. Чёткая организация служит поддержанию в участниках творческого горения, их активной самоотдаче.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Может возникнуть вопрос – нужно ли планировать репетиционные занятия? Необходимо!

Так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что - то выпало из поля зрения руководителя, он что - то забыл сделать из намеченного ранее. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно - эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество.

Поэтому художественному руководителю для придания своей работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим продуманный и зафиксированный на бумаге, хотя бы в самом общем виде, план. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим, так и достаточно опытным руководителям. [4,с.81]

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно - эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. [10]

Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и художественного руководителя, ей подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание. Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т. д. Введение в эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара – развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у участников их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения. [6, с.105]

В любом хореографическом коллективе, а особенно в детском, не следует работать над одним произведением в течение половины репетиции, тем более в течение всей репетиции. Участники в этом случае быстро устают. Номер им примелькается, и они допускают в исполнении непроизвольные ошибки, вызванные в первую очередь снижением внимания, усталостью. «У режиссёра странная роль массовика должен быть закон: если ты репетируешь с двумя, а остальные пятнадцать сидят, то им тоже должно быть интересно. Если им скучно, ты их должен удалить или же сделать так, чтобы и они тоже что - то получили от репетиции. Какой ужас! Ты должен быть и массовиком, и педагогом. [8,с.34]

Для работы лучше брать номера в сочетании: лёгкие – трудные, быстрые – медленные. На лёгких номерах исполнители как бы разогреваются. Трудные номера, особенно если они ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного внимания, существенных эмоциональных и физических затрат. Исполнители в этом случае должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в неё и в то же время не уставшими.

На репетиции замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера. Это должно быть так же точно вовремя, как раскрыть парашют. Если участники достаточно квалифицированные и опытные, то можно ограничиться словесными пояснениями. Хореограф должен высказываться конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно. [1,с.76]

Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти не получающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает художественного руководителя.

Многократные повторения одного и того же номера снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. Эта опасность подстерегает даже балетмейстеров профессиональных коллективов. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным. Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, похулиганить!». [11]

Принцип интереса и увлечённости – это одно из основных условий для плодотворной работы детского хореографического коллектива.

К темпу репетиции относится, и умение художественного руководителя вовремя сделать перерыв в занятии. Оправдание, целесообразнее всего его сделать через 45 - 50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40 - 45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.

Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер, но при этом у участников сохранялось желание позаниматься ещё. Это настраивает их на дальнейшую самостоятельную творческую работу поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Перенасыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача.

«Репетиция – это труд. Причём труд, при котором не всегда видны сразу результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и исполнительскую активность. Обязанность художественного руководителя – своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству. Активность актёра зависит от того, в каком состоянии находится режиссёр во время репетиции. Режиссёр – это источник энергии, он определяет актёрам импульс. Режиссёрская дрожь должна перейти актёрам. Музыканты не смотрят на дирижёра, а всё равно чувствуют его, особенно такого, у которого есть ток». [3,с.215]

К речи художественного руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Прежде всего, не нужно много говорить, выражать мысли следует как можно короче: участники приходят на репетицию, чтобы выразить себя как танцора, но не выслушивать длинные, порой и несущественные, не относящиеся к предмету разговоры: а то некоторые - говорят, говорят, а актёр слушает и думает. «Ну давайте же, наконец, работать – хватит болтать!».

Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции. Для лучшего пояснения своей мысли можно прибегнуть к помощи личного исполнительского показа. «Надо приучать себя не вести сидячий образ жизни на репетициях. Я почти всегда на ногах, и актёры тоже. Как ни странно, а истина в ногах.

Проведение генеральной репетиции имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией с одной стороны, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления костюмы, грим, свет, звук и т.д. Генеральная репетиция является итоговой для определённого этапа подготовки репертуара к концерту, и поэтому на ней решаются такие задачи. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки. Важнее пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, этим самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все номера. И лучше проводить генеральную репетицию (если есть такая возможность) в том зале и площадке, где предстоит выступление за два дня до концерта. В этом случаи (если это необходимо) ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света звука и т.д.

4. Направления развития творческой активности детей

Педагогический процесс обеспечивается рядом методов и приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

 В процессе обучения используются различные методы, направленные на развитие творческих способностей детей, формирование активности и самостоятельности.

 Выразительный показ движений, танцевальных композиций задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.  Это необходимо ещё и потому, что в исполнении педагога движение предстаёт в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, необходимо выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный отклик на музыку.

Упражнения, построенные на сочетании движений рук, корпуса, головы, простейшие комбинации, позволяют развивать у детей умение танцевать всем телом. Параллельно с этим идет ознакомление детей с танцевальными движениями. Благодаря использованию на занятии воображаемых ситуаций, связанных с определенными образами и позволяющих обыграть движение, решаются многие задачи обучения: у детей развивается осмысленность движений, выразительность и музыкальность исполнения. Выразительность исполнения зависит также от умения использовать соответствующую мимику. При объяснении детям, как передать то или иное настроение, следует обращать их внимание на выражение глаз или лица в целом: посмотреть ласково, сердито, приветливое лицо. [11]

Дальнейшее обучение танцевальному движению осуществляется с помощью    метода его усложнения и варьирования.  Надо показать детям, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, как меняется его общий смысл от упр. с элементами носочек, каблучок к проучиванию ковырялочки.

 Развитие творческой активности невозможно без развития   мышления и речи.  Методический показ не может обойтись без словесных пояснений, т.е. без использования словесного метода. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Словесные объяснения надо давать   кратко недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен, точно, образно и конкретно. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом, можно стимулировать активность учеников, но можно и убить их веру в себя.

Отработанные в предварительных образных упражнениях движения и этюды помогают научить ребёнка исполнять танцевальные композиции, согласовывая их содержание с характером музыкального сопровождения под фонограмму со словами песен, также они вносят дополнительную эмоциональность в исполнение детьми танцев массовых, парно-массовых, образно - игровых.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений, и поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение своей деятельностью. Метод поощрения используется как средство, которое побуждает к действию, дает толчок к мысли, чувству.

 Необходимо отмечать удачные, даже самые маленькие, находки детей, а также деликатно корректировать ошибки. Педагогу   надо отказаться от сравнения отстающего ребёнка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребёнка с самим собой, т.е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем. Это ориентирует ребёнка на выполнение творческих целей, даёт ощущение роста своих умений и возможностей. Всем своим поведением тоном речи, взглядом нужно дать почувствовать каждому ребёнку заинтересованное к нему отношение. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями. [11]

Так как игра - основной вид деятельности дошкольника, то игровая деятельность приобретает в обучении особое значение. Игровой метод является важным как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки во время занятий. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

 При обучении детей движениям   используются игровые приемы, способствующие эмоционально - образному уточнению представлений о характере движений, например, «Нужно прыгать, как зайчик», «Побежим легко и тихо, как мышки».

 Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников, в ненавязчивой форме научить танцевальным движениям даже самых маленьких. Важнейшим направлением в развитии воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в нее творческих элементов. Например, занятие – игра «Весёлый автобус», музыкально - творческая игра «Ай, да я». [11]

 Танцу присущи образность и сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно - ролевой игрой, которая    является корнем любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей и первых проявлений творческой активности. 

Активность личности развивается лишь в том случае, если она сама будет участвовать в решении тех или иных творческих задач. Это качество не формируется лишь теоретическим усвоением правильных сведений о том, как делать. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно применял полученные знания и был бы в состоянии осуществить задуманное.

Цель такого коллектива не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую среду обитания, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования. Самое главное – научить учеников уже в первом классе любить балет, сделать занятия увлекательными, радостными. Да, важно развернуть и растянуть ноги, поставить корпус, руки, научить пластичности и координации, научить прыгать, но и в тоже время необходимо выработать «рефлекс удовольствия» от всякого урока. [6,с.30]

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Когда видишь, как несколько парней часами стоят в воротах какого-нибудь дворика, толкаются, хохочут, на спор бросают монету, чтобы продемонстрировать, как ловко кто - то ловит её на лету, понимаешь, что причина этому духовная и умственная пустота. Полная не загруженность чем - либо существенным. [5,с.10]

Занятость учащихся в ансамбле вне учебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию само организованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Участие коллектива в культурно – массовых мероприятиях школы способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально - психологического климата в ней.

Роль репертуара в формировании исполнительской и творческой активности детского хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога - руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе.

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить, как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Педагогический процесс обеспечивается рядом методов и приемов, которые вызывают у детей желание творчества. В процессе обучения используются различные методы, направленные на развитие творческих способностей детей, формирование активности и самостоятельности.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

Хотелось бы отметить, что в процессе работы я выявила ещё одно неотъемлемое условие: для плодотворной и прогрессивной работы коллектива необходима поддержка и понимание со стороны дирекции учебного учреждения, при котором он существует.

















Список используемой литературы

1. Алексеева, В.В. «Что такое искусство?». [Текст] / Алексеева В.В – М.: Что такое искусство,1973. 240с.

2. Бакланова, Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. [Текст] / Бакланова Н.А – М.: Московский Государственный Институт Культуры, 1994. 548с.

3. Каган, М.С. Искусство и общение. [Текст] / Каган М.С. – М.: Мир общения, 1988. 319с.

4. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб. Пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. [Текст] / Каргин А.С. – М.: Просвещение, 1984. 222с.

5. Константиновский, В.С. Учить прекрасному. [Текст] / Константиновский В – М.: Молодая гвардия, 1973. 176с.

6. Пуртова, Т.В, Беликова, А.Н, Кветная, О.В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среди профобразования». [Текст] / Пуртова Т.В, Беликова А.Н, Кветная О.В, – М.: Учите детей танцевать, 2001. 256с.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!