СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование исследовательских умений в изучении быта людей древности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование исследовательских умений в изучении быта людей древности"»

Формирование исследовательских умений в изучении быта людей древности

Е.Д. Разваляева

Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького

Научный руководитель Е.А. Андреева


Современная начальная школа ставит перед собой задачу формирования у обучающихся не только системы знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в XXI веке. Среди таких компетенций особое значение имеет умение самостоятельно добывать и анализировать информацию, решать проблемы и творчески подходить к решению поставленных задач – качества, закладываемые в основу исследовательской деятельности. Изучение истории, в частности, быта древних людей, предоставляет уникальные возможности для развития исследовательских умений у младших школьников. Тем не менее, традиционные подходы к преподаванию окружающего мира зачастую могут не стимулировать активное участие обучающихся в учебном процессе и не способствуют развитию их исследовательских навыков. Для стимулирования активного участия обучающихся в учебном процессе и развития их исследовательских навыков рекомендуется использовать нетрадиционные формы проведения уроков, например дидактические игры, уроки-исследования, экскурсии, дискуссии.

В этой статье представлены исследовательские умения и методические подходы к развитию исследовательских навыков у обучающихся начальной школы на примере изучения быта людей в древности в рамках курса «Окружающий мир». Целью является рассмотреть эффективные методы формирования исследовательских умений у обучающихся через изучение быта людей в древности.

Актуальность обусловлена тем, что в современном мире умение анализировать информацию, искать доказательства, строить гипотезы и делать выводы становится все более важным. Исследовательский подход в изучении истории способствует развитию этих навыков у обучающихся. Изучение быта древних людей, представленное в исследовательской форме, с использованием интерактивных методов и игровых технологий, может значительно повысить мотивацию к изучению истории на уроке окружающего мира.

Согласно новому стандарту обучающиеся начальной школы должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком кругу неопределенных ситуаций, к овладению исследовательскими умениями [1].

Новизна данной работы заключается в сочетании традиционных методов преподавания с инновационными подходами, включая использование технологий и активных методов обучения. Это позволит расширить горизонты знаний обучающихся и улучшить качество их исследований.

Основная проблема состоит в том, что многие обучающиеся пассивно слушают, а не задают вопросы, не ставят перед собой исследовательские задачи. Отсутствие проблемных вопросов сводит исследовательскую работу к простому запоминанию фактов. Одним из способов решения этой проблемы является демонстрация, как превратить изучение прошлого быта в увлекательный исследовательский процесс, вовлекая детей в активную познавательную деятельность.

Н.П. Лазутина к исследовательским умениям относит умение формулировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы, определять сферы и границы применения результатов исследования [4, с. 46].

В ходе определения структуры умения широкое научное толкование понятия дает А.И. Савенков. По его мнению, это «чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности» [5, с. 51].

Перечислим умения, необходимые при организации исследовательской деятельности:

- умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);

- умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, умение определить методы исследования, умение осуществить поиск информации);

- умение работать с информацией (иметь представления о видах информации и источниках информации, умение разделять на смысловые части, умение выделять главное, умение кратко излагать мысли, умение конспектировать и т.д.);

- умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика);

- оценочные умения (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью).

В данном случае речь идёт как о желании исследовать, так и о способности анализировать (обрабатывать) полученные результаты, а также о способности выстраивать своё дальнейшее поведение в меняющихся условиях на основе этих данных.

Эффективные методы формирования исследовательских умений у обучающихся через изучение быта людей в древности:

1. Игровые формы обучения: Использование ролевых игр, где ученики могут представить себя жителями древних цивилизаций. Это позволяет развивать креативное мышление и интерес к истории.

2. Проектная деятельность: Организация небольших проектов по теме (например, создание модельного дома или свадьбы древних людей). Дети учатся работать в команде и исследовать информацию.

3. Визуальные материалы: Использование картинок, фотографий и видеороликов, которые показывают обычаи и повседневную жизнь. Это помогает лучше усваивать материал.

4. Экскурсии и вылазки: Поездки в музеи или археологические раскопки создают эмоциональный отклик и непосредственный контакт с темой.

5. Сказкотерапия: Чтение и обсуждение мифов и легенд, связанных с бытом древних людей, что развивает воображение и умение задавать вопросы [3, с. 45].

Эти методы способствуют активному вовлечению детей в учебный процесс и развитию их исследовательских умений через увлекательное изучение истории.

В.И. Андреев рассматривает учебно-исследовательскую деятельность как деятельность учащихся, направленную на поиск объяснения экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, для которой характерно самостоятельное использование учащимися научных методов. Результат учебно-исследовательской деятельности – активное овладение знаниями и развитие исследовательских умений и способностей. Таким образом, в основе учебно-исследовательской деятельности – стоит самостоятельное творческое исследование в рамках поставленной задачи [2].

При вовлечении детей в исследовательскую деятельность учитель ориентируется не на конечный результат, а на сам процесс. Ключевым аспектом является заинтересовать обучающегося и создать атмосферу активности, что, в свою очередь, приведет к положительным результатам. Развитие исследовательских навыков у обучающихся дает: возможность освоить исследовательские методы и применять их при изучении материалов из различных дисциплин; возможность использовать приобретенные знания и умения для реализации собственных интересов, что способствует их дальнейшему самоопределению; а также возможность развивать интерес к различным наукам, школьным предметам и процессам познания в целом.


Библиографический список:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс].Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/

  2. Андреев В.И. "Учебно-исследовательская деятельность как средство развития учащихся." Методологические аспекты, 2019.

  3. Кузнецова, Н. В. "Развитие исследовательских умений у младших школьников." Уроки истории, 2021. – с. 45

  4. Лазутина, Н.П. Детское сказочное творчество [Текст] / Н.П. Лазутина // Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 46-47.

  5. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : метод. пособие / А.И. Савенков. – М. : Просвещение, 2006. – с. 51