«Формирование исследовательской инициативности у младших школьников посредством технологии Теория Решения Изобретательских задач».
Аннотация: в данной статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию исследовательской инициативности посредством технологии ТРИЗ. Автором представлено описание результатов проведенного исследования, целью которого было формирование исследовательской инициативности у младших школьников посредством ТРИЗ-технологии. Подробно рассмотрены три этапа эксперимента, а также представлен анализ проведенных исследований на каждом этапе эксперимента.
В настоящее время процессы модернизации системы образования, внедрение новых ФГОС, значительно расширили арсенал дидактических средств и психолого-педагогических подходов к развитию активной личности, способной к творческому преобразованию действительности. В связи с этим особенно актуальным становится внедрение педагогических технологий в образовательный процесс, чтобы повысить не только качество усвоения знаний, но и повысить уровень развития исследовательской инициативности младших школьников. Однако исследовательская инициативность личности рассматривается в большинстве случаев применительно к исследовательской деятельности, а проблема ее развития в условиях применения технологии ТРИЗ в современной науке недостаточно освещена, несмотря на то, что ТРИЗ-технология является средством активизации учебно-познавательной деятельности школьников и, следовательно, эффективным средством развития исследовательской инициативности. В связи с этим целью нашей работы является выявление эффективности технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) для формирования исследовательской инициативности младших школьников.
Объектом исследования является исследовательская инициативность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование исследовательской инициативности младших школьников в условиях применения технологии ТРИЗ
Гипотеза: технология ТРИЗ может выступать эффективным средством формирования исследовательской инициативности младших школьников. У школьников, включенных в процесс обучения с применением приемов технологии ТРИЗ, развитие всех компонентов исследовательской инициативности достигает более высокого уровня.
Задачи:
Изучить и выявить уровень развития исследовательской инициативности у детей младшего школьного возраста;
Разработать и реализовать комплекс уроков, включающих в себя приемы технологии ТРИЗ;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать эффективность влияния технологии ТРИЗ на формирование исследовательской инициативности у младших школьников.
Основываясь, на проведенном анализе теоретической и методической литературы нами была спланирована и реализована экспериментальная работа по формированию исследовательской инициативности у младших школьников. Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов:
Констатирующий этап
Основываясь, на проведенном анализе теоретической и методической литературы нами была спланирована и реализована экспериментальная работа по формированию исследовательской инициативности у младших школьников.
Задачей констатирующего этапа экспериментальной работы являлось проведение диагностики особенностей развития исследовательской инициативности учащихся младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ школа №47 г. Нижнего Новгорода.
Исследованием было охвачено 20 человек, учащихся в 3 «А» классе. Диагностика проводилась в форме тестирования.
Диагностическую программу составили следующие методики:
Методика диагностики исследовательского потенциала В.Э. Мильмана
Методика диагностики степени выраженности познавательной самостоятельности и познавательной активности младших школьников A.A. Горчинской
Представим результаты констатирующего эксперимента:
Таблица № 1
Итоги диагностики по методике В.Э. Мильмана «Диагностика исследовательского потенциала»
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Количество детей (%) | 80% | 20% | 0% |
Кроме того, результаты диагностики по методике М.Э. Мильмана представлены на диаграмме (рисунок 1):
Рисунок 1 – уровень исследовательского потенциала учащихся 3 «А» класса
При анализе первого этапа констатирующего эксперимента нами было замечено, что у 80% детей высокий уровень сформированности исследовательского потенциала, также, мы сделали вывод, что у 20% учащихся 3 «А» класса средний уровень развития исследовательского потенциала. Низкого уровня развития исследовательской инициативности нет ни у одного ребенка.
Итоги диагностики по методике А.А. Горчинской:
Нами было опрошено 20 детей. Основной целью было выявление степени выраженности познавательной самостоятельности учеников 3 «А» класса. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что 18 учеников (90%) имеют высокий уровень познавательной активности, 2 ученика (10%) – средний уровень и ни один ученик не имеет низкий уровень познавательной самостоятельности. Результаты исследования представлены в таблице №2:
Таблица №2
Итоги диагностики по методике А.А. Горчинской «Диагностика уровня познавательной самостоятельности»
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Количество детей (%) | 90% | 10% | 0% |
Также, итоги диагностики по методике А.А. Горчинской представлены на диаграмме (рисунок 2):
Рисунок 2 – уровень развития познавательной самостоятельности учащихся 3 «А» класса
Нами было опрошено 20 детей. Основной целью было выявление степени выраженности познавательной активности учеников 3 «А» класса. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что 13 учеников (65%) имеют высокий уровень познавательной активности, 5 учеников (25%) – средний уровень и 2 ученика (10%) – низкий уровень познавательной активности. Результаты исследования представлены в таблице №3:
Таблица №3
Итоги диагностики по методике А.А. Горчинской «Диагностика уровня познавательной активности»
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Количество детей (%) | 65% | 25% | 10% |
Результаты диагностики А.А. Горчинской представлены на диаграмме (рисунок 3):
Рисунок 3 – уровень развития познавательной активности учащихся 3 «А» класса
По результатам проведенной диагностики нами были сделаны следующие выводы:
1. У большинства детей в классе высокий уровень сформированности исследовательского потенциала (80%), в классах школы, где проводится эксперимент, учатся очень способные дети.
2. Средний уровень сформированности исследовательского потенциала имеет около 20%.
3. Детей с низким уровнем сформированности исследовательского потенциала нет.
Таким образом, несмотря на то, что у большинства детей наблюдается высокий уровень сформированности исследовательской инициативности, у части детей замечена недостаточная их сформированность, поэтому необходима целенаправленная работа для формирования навыков исследовательской инициативности.
Формирующий этап
Задача этого этапа экспериментальной работы – разработка и реализация комплекса уроков окружающего мира с применением технологии ТРИЗ для целенаправленного формирования исследовательской инициативности младших школьников.
Для этого была реализована следующая система работы: с 17.11. 2017 по 26.01.2018 были проведены уроки окружающего мира с использованием отдельных приёмов технологии ТРИЗ (Создай паспорт, лови ошибку, ложная альтернатива, системный оператор, данетка, фантастические гипотезы).
Следует отметить, что все рассмотренные нами приемы вызвали положительный отклик и интерес у детей, поскольку ранее они не использовались учителем. Учащиеся с большим желанием и активностью включились в новые для них формы работы. Также подчеркнем, что технология ТРИЗ вызвала профессиональный интерес у педагога и желание в дальнейшем применять эту технологию в своей практике.
Контрольный этап
Задачей контрольного этапа экспериментальной работы являлось проведение диагностики по оцениванию эффективности технологии ТРИЗ как средства развития исследовательской инициативности младших школьников, данный этап экспериментальной работы позволит нам выявить наличие развивающего эффекта при использовании технологии ТРИЗ на уроках в 3 «А» классе.
Диагностическую программу составила методика диагностики степени выраженности познавательной самостоятельности и познавательной активности младших школьников А.А. Горчинской.
Представим результаты контрольного эксперимента по сравнению с констатирующим этапом (таблица №4):
Таблица №4
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня познавательной самостоятельности младших школьников по методике А.А. Горчинской констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Этап эксперимента | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Констатирующий | 90% | 10% | 0% |
Контрольный | 90% | 10% | 0% |
Результаты диагностики А.А. Горчинской представлены на диаграмме (рисунок 4):
Рисунок 4 - сравнительный анализ результатов диагностики уровня познавательной самостоятельности младших школьников по методике А.А. Горчинской констатирующего и контрольного этапов эксперимента
При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод о том, что результаты не изменились, 90% (18) детей по результатам контрольного эксперимента показали высокий уровень познавательной самостоятельности, также не изменилось количество детей со средним уровнем развития познавательной самостоятельности – 10% (2 ребенка). Следует отметить, что по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что применение приёмов ТРИЗ-технологии способствует поддержанию высокого уровня исследовательской инициативности младших школьников. Несмотря на то, что результаты остались прежними, на уроках нами было замечено, что дети стали вести себя более активно. Новые приемы и формы работы вызвали положительный отклик у детей, что с нашей точки зрения свидетельствует о повышении уровня исследовательской инициативности у учащихся данного класса.
Таблица №5
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня познавательной активности младших школьников по методике А.А. Горчинской констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Этап эксперимента | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Констатирующий | 65% | 25% | 10% |
Контрольный | 55% | 45% | 0% |
Результаты диагностики А.А. Горчинской представлены на диаграмме (рисунок 5):
Рисунок 5 - сравнительный анализ результатов диагностики уровня познавательной активности младших школьников по методике А.А. Горчинской констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Анализируя результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы, мы сделали вывод о том, что результаты детей изменились, а именно: уменьшилось количество детей с высоким уровнем познавательной активности – на констатирующем этапе эксперимента 65%, на контрольном этапе 55%. Но стоит отметить, что численность детей со средним уровнем развития увеличилась на 20% - с 25% констатирующем этапе до 45% на контрольном этапе проведенного эксперимента. Таким образом, все дети, имевшие низкий уровень познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента (10%) показали в ходе контрольного эксперимента средний уровень.
Несмотря на уменьшение количества детей с высоким уровнем развития познавательной активности влияние нашей работы можно оценить как положительное, так как количество детей с низким уровнем уменьшилось до 0.
При анализе данных по проведенной методике мы отметили положительную динамику в формировании исследовательской инициативности младших школьников.
Таким образом, через проведение экспериментальной части работы была доказана гипотеза нашего исследования: технология ТРИЗ является значимым средством формирования исследовательской инициативности младших школьников. У школьников, включенных в процесс обучения с применением приемов технологии ТРИЗ, развитие всех компонентов исследовательской инициативности достигает более высокого уровня.
В качестве перспективного направления нашего исследования можно рассматривать изучение развивающих возможностей технологии ТРИЗ для исследовательской инициативности младших школьников при ее использовании на различных уроках и (или) в форме спецкурса во внеурочной деятельности.
Список литературы:
Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач — М.:Альпина Бизнес Букс, 2007.— 400 с.
Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ- 85В/ http://www.altshuller.ru/triz/ariz85v.asp.
Бичерова, Е.Н. Формирование исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности. Автореферат. // http://nauka-pedagogika.com/viewer/293063/a?#?page=21
Деменева, Иванова, Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС – Москва, 2015. – с.233
Довольнова, И.В. Развитие инициативности в младшем школьном возрасте./ И.В.Довольнова.// Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. - №3. – с. 90-103.
Обухова, Л. Ф. О26 Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Из- дательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Диссертация./А.Н. Поддьяков. – Москва. -2001. – 350 с.
https://trizway.com/info/triz-assotiation.html