СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской культуры на уроках физики как один из способов развития функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации обновлённых фгос.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения физики через различные виды деятельности, включая исследовательскую.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательской культуры на уроках физики как один из способов развития функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации обновлённых фгос.»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС.


Тощакова И.И.

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 5»

[email protected]


Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения физики через различные виды деятельности, включая исследовательскую. Приведены примеры использования исследовательских заданий для более глубокого усвоения материала, повышения интереса к его изучению.

Аннотация: Современный школьник должен быть ориентирован на развитие компетент-

ностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Это актуализи-

рует проблему формирования функциональной грамотность обучающихся в различных видах их

деятельности, включая исследовательскую.

Аннотация: Современный школьник должен быть ориентирован на развитие компетент-

ностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Это актуализи-

рует проблему формирования функциональной грамотность обучающихся в различных видах их

деятельности, включая исследовательскую.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, функциональная грамотность, естественно-научная грамотность.


Стремление познавать и исследовать окружающую действительность с детства заложено в каждом ребенке. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно приобретать новые знания – важнейшие черты детского поведения.

В связи с этим исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как эффективный метод формирования естественно-научной грамотности, как один из способов мотивации их к обучению и освоению окружающего мира. [1]

Из практики школьного преподавания хорошо прослеживается, как постепенно акцент содержания смещается в сторону освещения основ функциональной науки. Так, в новых стандартах базового уровня есть требование о формировании у обучающихся умения «отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность выводов». [2, стр.14]

Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения, поэтому работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность.

Учебно-исследовательская культура обучающегося представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями и навыками научного познания, наличием ценностного отношения к результатам обучения и стремлением к творческой самореализации.

Как оценить присутствие у человека этой культуры? В качестве критериев были выделены мотивация и технологическая готовность к исследованию, научный стиль мышления и творческая активность обучающегося.

Каждый из критериев представлен рядом признаков, что позволяет говорить о возможности фиксации наличия или отсутствия у человека исследовательской культуры.

Рассмотрим эти критерии:

  • мотивация к исследованию проявляется через совокупность таких показателей, как интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования и увлеченность исследованием.

  • технологическая готовность к исследованию выражается через владение понятийным аппаратом по изучаемому вопросу, умение использовать методы научного познания, соблюдение правил научной организации труда;

  • научный стиль мышления обучающегося включает в себя способность к осмыслению собственных исследовательских действий и склонность к последующему обобщению и систематизации полученных результатов;

  • творческая активность личности обнаруживается в самостоятельности преобразования идей и связей, знакомстве с историей науки и её современными проблемами, знании источников нужной информации.

Эффективность формирования учебно-исследовательской культуры учащегося обусловлена наличием некоторых педагогических условий. Это

  • воспитание понимания важности исследовательской деятельности и её результатов;

  • организация делового взаимодействия в системе «учитель-ученик»;

  • создание творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения физики и самостоятельную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности;

  • предоставление школьнику свободы выбора (тематики исследования, вида интеграции с другими предметами);

  • учет индивидуального познавательного опыта;

  • обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач.

Некоторые умения исследовательской деятельности важно постоянно развивать у обучающихся, чтобы помочь иx наиболее полной самореализации.

Сюда можно отнести способность:

  • работать над сложными творческими заданиями, требующими глубокого проникновения в предмет;

  • сотрудничать со сверстниками, учителями и специалистами, работая над заданиями, требующими навыков мышления высокого уровня;

  • использовать информационные технологии для творчества, решения задач и принятия решений.

Система работы учителя по формированию вышеуказанных умений исследовательской деятельности может быть организована в различных направлениях на основе комплексного подхода:

  • интегрированного (развитие на уроках элементов научного стиля мышления на основе интеграции школьных учебных предметов: физики, информатики, математики, природоведения и др.);

  • внеурочного (выбор элективного курса по желанию ученика для углубления и расширения научно-теоретических и практических знаний; выбор предметного кружка или факультативного курса по физике; участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня и т.д.);

Представляю список типов нетрадиционных уроков, предполагающих формирование у школьников естественно-научной грамотности в ходе учебно-исследовательской деятельности:

Урок-исследование;

Урок-лаборатория;

Урок-экспертиза;

Урок–творческий отчёт;

Урок изобретательства;

Урок-«патент на открытие»;

Урок открытых мыслей;

Урок фантастического проекта;

Урок-защита исследовательских проектов.


Исследовательская деятельность на уроках.

Для формирования у обучающихся исследовательской культуры в младших классах темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов «Окружающий мир» и «Природоведение», с включением элементов физики и астрономии.

Чаще всего основы для исследовательской деятельности у детей младшей школы закладываются на уроках знакомства с физикой, а именно во время проведения недели физики. Уроки проводятся в форме демонстрации приборов, интересных опытов, которые затем переходят в игру на закрепление. Исследования также можно проводить в группах продленного дня, так как есть время на коллективные прогулки, что помогает провести наблюдения, несложные исследования, опыты.

Необходимо заметить, что исследовательская культура может формироваться и на других уроках или мероприятиях, иногда не связанных с физикой.

Для детей, обучающихся в основной школе, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательская деятельность организовывается в групповых формах. Темы детских работ выбираются из любой предметной, межпредметной, внепредметной области. Например, в 7 классе на уроках физики происходит знакомство с физикой как экспериментальной наукой и детям предлагается провести опыты как на уроке, так и в домашних условиях. Темы уроков-исследований и проектов предлагаются авторами учебников в соответствии с ФГОС ООО.

Для старшеклассников темы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными качествами обучающихся. Предпочтение отдается индивидуальным и мини - групповым формам работы, так как в старшей школе учащиеся кроме проведения экспериментов могут решать исследовательские задачи. Предлагаю вам пример решения исследовательской задачи по теме «Основы МКТ» (групповая форма работы).

Задача. В сосуде вместимостью V=2 л находится кислород, количество вещества ν которого равно 0,2 моль. Найдите всё, что можно.


Исследовательская деятельность во внеклассной работе

Для формирования исследовательской культуры необходимо вовлекать обучающихся в различные научные общества. В зависимости от уровня полученных результатов, членам объединения предоставляется возможность продемонстрировать результаты своих исследований на публичных презентациях: перед сверстниками, педагогами, на школьных, муниципальных и региональных научно-практических конференциях.

Основными задачами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность во внеклассной работе являются:

  • развитие познавательных интересов, потребностей, способностей;

  • формирование исследовательской активности, умения принимать нестандартные решения;

  • совершенствование навыков, развитие творческих способностей;

  • развитие воображения, волевой и эмоциональной сферы школьника;

  • формирование естественно-научной грамотности, то есть способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а так же для принятия соответствующих решений. [3]

Умения объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы являются основными компетенциями естественно-научной грамотности.

На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся в изучении физики связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно таким образом, как переход от решения задач по алгоритму, шаблону к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений. На центральное место ставится стимулирование учебной деятельности самих обучающихся, создание мотивирующей образовательной среды, обучение через исследование, и вместе с педагогом оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы. [4]

При составлении заданий на формирование естественно-научной грамотности нужно учесть, что в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики); используются рисунки, таблицы и т.п. [5]

Изучение культуры и истории родного города, проведение экспериментов, непосредственно связанных с повседневной жизнью, не только увлекает, но и воспитывает у учащихся чувство патриотизма, бережное и ответственное отношение к окружающему миру.

Таким образом, участвуя в традиционных предметных олимпиадах различного уровня, в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, научно–практических конференциях, наши учащиеся не всегда становятся их победителями и призерами, но все же приобретают огромный опыт участия в такого рода состязаниях, важных для будущей самореализации и умения отстаивать свою точку зрения.

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках физики происходит постепенно, от младшего к старшему звену. Если в младшей школе целью является стремление привить интерес к опытам и исследованиям, то в средней школе уже формируются умения и навыки проведения эксперимента, развивается естественно-научная грамотность. Старшая школа помогает на основе приобретенного ранее опыта научиться проводить серьезные научные исследования по темам, актуальным в современном мире. Такая подготовка способствует не только раскрытию интересов и склонностей школьников в определенной области научных исследований, но и помогает подготовиться к самостоятельной деятельности, пробуждает интерес к достижениям современной науки и техники.

Опираясь на обновленный ФГОС, который вступил в действие в сентябре 2022 года, готовить обучающихся необходимо не только к итоговой аттестации, но и к жизни [2].

Вот почему так важно правильно организовать любую деятельность школьников, сделать её полезной для общества. Если ребёнку удалось достигнуть успеха в школе, то у него есть шанс и на успех в жизни.




Список литературы:

1.Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4 вн).

2. Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287

3. Елманова И. В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В. Елманова // Вестник научных конференций . – 2015. – № 1. – С. 68-70.

4.Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.

5.Демидова М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.