«Формирование исследовательской компетенции на уроках географии »
От успеха в школе - к успеху в жизни
Жизнь в современном обществе изменяется очень стремительно, меняется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. В условиях изменения и модернизации образования происходит вполне ожидаемая и естественная переориентация на компетентностный подход, процесс формирования новой модели ученика, который не только обладает определенным набором знаний, умений и навыков в разных областях, полученных от педагогов, а может сам извлекать, получать и применять нужные знания в соответствии с требованиями современной жизни. Основная задача современной школы - это создание необходимых условий для развития потенциала молодого всезнающего человека, самореализации личности и самоопределения. Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому – я пойму». Из известного арсенала различных педагогических приемов и технологий именно исследовательская деятельность является примером метапредметной компетенции, и именно она напрямую связана с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. Исследовательская компетентность может быть образована только в исследовательской деятельности. Наука география - одна из немногих наук, которая на практике может в полной мере реализовать потребность в исследовании. Под исследовательской деятельностью учеников понимается деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, сформированных на научных традициях:
Формулировка целей и задач
Работа с литературой
Формулировка гипотезы
Подбор объекта исследования
Выбор методики исследования
Проведение исследования
Обработка результатов
Формулировка выводов
Написание отчёта
Рассмотрим типы исследовательских работ, которые применяются на уроках географии и во внеурочное, факультативное время:
Проблемно - реферативные – это творческие работы, для написания которых используется несколько литературных источников, на основе которых вырабатываются собственные трактовки поставленной проблемы;
Экспериментальные – работы, написанные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат (они носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий)
Описательные – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления;
Исследовательские – это творческие работы, выполненные с помощью научной методики. С помощью этой методики учащиеся получают собственный экспериментальный материал, с помощю которого делают анализ и выводы.
Формированию навыков исследовательской компетенции на уроках и во время внеурочной деятельности помогают следующие методы и приемы.
Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников. Наблюдения проводятся как в кабинете географии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке. Можно привести такой пример, как ведение в шестом классе «дневника наблюдения за погодой». Практически на первом уроке учитель, использует вместе с учениками метод наблюдения, дает характеристику погоды на данный, конкретный день. Далее ученики ведут этот дневник самостоятельно в течение всего года. Задача учителя сводится к проверке и корректировке данных, записанных учеником. Некоторых из них, увлекает данный метод и они с подсказки учителя или иногда самостоятельно переходят к следующему методу- сравнению. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия между предметами, живыми объектами, природными явлениями. Учащиеся начинают сравнивать суточную, месячную температуру воздуха, направление ветра, атмосферное давление. Начинают делать выводы, выдвигают гипотезы. И таким образом формируется потребность в исследовании. Здесь главное заинтересовать ученика. Пусть вы заранее знаете, что его гипотеза неверная. Главное, чтоб ребенок сам или с помощью учителя понял это и аргументировано обосновал свои мысли. Конечно, для этого необходимо включение мыслительной деятельности. Для включения в работу, активизации этого рода деятельности у учеников, просто необходим следующий метод, так называемый «мозговой штурм». Это хороший способ, который позволяет выслушать мнение и мысли ученика, быстро генерировать множество идей и включения в работу всех учеников в классе. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, что, конечно, повышает самооценку. Этот метод очень эффективен для постановки цели и задач гипотез, предположений, которые выдвигают сами ребята, задача учителя-фиксирование их, а в конце дискуссии подведение учеников к правильным выводам. Предположим, ученик выдвинул гипотезу, что днем ветер дует с большей скоростью, чем ночью. Почему? Для решения этого вопроса-гипотезы можно использовать такой прием, как «Дерево решений». Ребята высказывают свое мнение, идеи решения проблем. Идеи фиксируются на доске в виде дерева. Продолжаем до тех пор, пока не иссякнут идеи. Потом детально обговариваем каждое решение. Изучая поставленные вопросы, учащиеся сталкиваются с огромным объемом информации. У ребят возникает необходимость составлять опорные конспекты, содержащие схемы, таблицы и опорные слова. Это тоже является необходимым условием формирования исследовательской компетенции. Для составления плана большого текста, будущего доклада, исследовательской работы используем прием «Кластер», где в основе лежит 1 ключевое слово, а вокруг него подчиненные слова (части того, что хотим узнать или рассказать). Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Например, в нашем случае таким словом может быть слово «погода» или слово «ветер».Далее, для формирования умений видеть причинно-следственные связи в природе, можно использовать игру «Почемучка». В роли почемучки, могу быть я или любой ученик. Вопрос «Почему?» может повторяться несколько раз, после высказывания ребят до тех пор, пока причина явления или решение вопроса не найдется. Умение отвечать на вопросы очень активизирует мыслительный процесс, особенно если решение приходится искать в смежных областях знаний. Не менее важно уметь задавать вопрос. Этому способствует прием «Тонкие и толстые вопросы». Тонкие вопросы подразумевают ответ в 1 слово (да, нет, что, кто) и используются чаще для выяснения уровня усвоения фактического материала. Толстые вопросы требуют более объемного ответа и начинаются обычно со слов «Что было бы, если…», или «Что вы думаете о…». В ходе работы над исследованиями и проектами ребята учатся задавать вопросы друг другу, учителям, представителям общественности, формируя тем самым коммуникационную компетенцию. Не менее важно и развитие творческих способностей и умения анализировать информацию. Пример: такой прием, как «Письмо от…». В 6 классе можно вести такую рубрику, как «Жалобная книга природы». Задача ребенка написать письмо от имени животного или растения о своих проблемах. Пример: письмо любой птицы, оставшейся зимовать в городе или его округе. Учащемуся приходится вживаться в роль своего подопечного, узнать, где он живет, как, на какие проблемы в своей жизни может пожаловаться, какие решения этих проблем может предложить. Формируется так же умение правильного написания письма.
Любой развивающийся человек изначально находится в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру. Этот выбор мы совершаем постоянно и, в большинстве случаев, неосознанно. Эффективность осуществления исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской компетенции личности. Кто поможет ученику? Кто его направит? Кто поддержит? Кто вызовет необходимость в такой деятельности, как исследование? Ответ очевиден. Насколько учитель сам готов к разным видам и способам исследования, настолько и ученик будет заинтересован в этом.