Формирование каллиграфии в начальной школе
Учитель начальных классов Филиала МБОУ «Арефьевская ООШ» Кудашева И.А.
Каллиграфия – это настоящее искусство
Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.
Каллиграфия - это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения.
Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку.
Ошибки каллиграфии
К каллиграфическим ошибкам относятся следующие:
1)дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;
2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
3) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
4) не соблюдается расположение букв по линиям строки, то есть не держится линейность на письме;
5) не выдерживается нужная высота буквы (слишком крупно или слишком мелко);
6) не соблюдается связность букв при письме;
Минутка чистописания
Сегодня на чистописании поработаем над
буквой, которую вы сможете узнать, выполнив
задание.
Ненас…ный,
чудес…ный,
влас…ный,
праз…ничный,
извес…ный .
- Прочитайте слова.
- Чем они похожи?
- (Это имена прилагательные единственного числа, мужского рода.)
- Что общего между ними?
- ( Непроизносимая согласная.)
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
- 1. Лишнее слово чудесный , в этом слове нет непроизносимой согласной, проверочное слово чудеса, в остальных словах орфограмма – буква т .
- 2. Лишнее слово – праздничный . Это словарное слово. Правописание буквы д нужно запомнить, во всех остальных словах написание непроизносимых согласных можно проверить: ненас т ный – ненас т ье, влас т ный – влас т ь, извес т ный – извес т ие. )
- - Какую букву мы с вами повторим?
- (Т,т)
- - Какой звук обозначает? Дайте характеристику этому звуку.
- - Спишите, продолжив закономерность.
- Тт // Ттт // Тттт //…
- Прочитайте предложения. Какие буквы пропущены. Обоснуйте свой ответ.
- - Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.
- В лесу раздаётся радос_ная песня соловья. Прилетели первые вес_ники весны. Здра_ствуй лето!
Задания к предложениям
Задание для первого ученика:
разобрать по членам 1-е предложение.
Задание для второго ученика:
по частям речи.
Задание для третьего ученика:
объяснить правописание слов с безударными гласными ( гласные подчеркнуть).
Задание для четвертого ученика:
найти слова с приставками, выделить в словах приставки.
Задание для пятого ученика:
во 2-ом предложении слова разделить на слоги вертикальной линией.
Повторение пройденного материала по глаголам
нап(е,и)сал, кр(и, е)чит, пос(е, и)дит, забл(е, и)стит.
- Что объединяет все слова?
- ( Это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная.)
- Докажите, обоснуйте свой ответ.
- 1 .Лишнее слово – забл е стит , пропущена безударная гласная е , проверочное слово – бл е ск . В остальных словах орфограмма – безударная гласная и : нап и сал – п и шет, кр и чит – кр и к, пос и дит – с и дя.
- 2. Лишнее слово – кричит , в нём нет приставки. В остальных глаголах есть приставки.
- 3. Лишнее слово – выписал. Это глагол в прошедшем времени, имеет нулевое окончание)
Цепочка из букв
- Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями данных глаголов и безударных гласных в приставках.
- Какие буквы войдут в цепочку?
- У всех глаголов окончание – ит.
- Безударные гласные в приставках – о, а.
- Значит, цепочка состоит из букв и, т, о, а.
- Составьте цепочку из этих букв:
- Итоа Тоаи Оаит …
Написание по воздуху
Первую цепочку букв напишем по воздуху. (Вместе с учителем дети пишут по воздуху).
А теперь пишем в тетрадке.
Напишем вторую цепочку букв по воздуху. (Вместе с учителем дети пишут по воздуху).
А теперь пишем в тетрадях.
Продолжаем нашу цепочку самостоятельно в тетрадях.
Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
Спишите слова, подчеркните безударные гласные, выделите приставки:
написал, кричит, посидит, заблестит.