/При подготовке доклада использовались интернет-ресурсы/
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
География в школе – один из самых интересных предметов, очень нужный и важный. В.П. Семёнов-Тян-Шанский писал: «… слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…».
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.
В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Карта, как известно, является языком географии. Следовательно, необходимо научить учащихся работать с картой, причем делать это необходимо на протяжении всего курса изучения географии.
Начало работы с картой в 6 классе
“Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.
Усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении школьного курса географии.
Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.
Начиная работать с картой, нужно объяснить ученикам, что одно из самых важных при работе с картой это умение находить географические координаты. Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть – система параллелей и меридианов. Умение работать с меридианами и параллелями является одним из важных разделов географии.
Кроме этого с помощью градусной сетки можно найти расстояние между двумя объектами. Освоение математических методов работы на карте вызывает большие трудности у учеников, так как масштаб и координатную сеть на уроках математики они изучают позже.
Методы и приемы работы с картой
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов в 7 классе предлагается игра «Соверши путешествие».
- …вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитай к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
- …по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.
В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
Поэтому необходимо использовать игры:
“Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Необходимо сказать, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.
“Собери карту” или “Географические силуэты”. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр России.
Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.
Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.
Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.
“Цепочка” (“Кто кому сосед?”)
Учитель просит назвать страны-соседи “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя.
“Загадки по карте”. Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: “Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный” (Ответ: Енисей)
Игра «Географическая мозаика». Задание на сопоставление политической и физической карт. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.
Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.
Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц,
Виды работы с картой во время уроков:
«Географический практикум»
Все объекты, изученные в ходе урока, наносятся на контурную карту. Практическими работами предусмотрена работа с контурными картами, особенно в 6-7 классах, где закладываются основы работы с ней. Этот вид работы предусматривает нанесение географической номенклатуры на контурную карту. Этот метод удобно использовать на этапе закреплений новых знаний и умений. Как самостоятельный вид работы можно оценить при выполнении контурных карт, не относящихся к практическим работам.
«Географическая разминка»
Удобнее пользоваться на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся, или при проверке знаний географической номенклатуры. Несколько видов этой работы:
а) учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте. Этот метод можно использовать также на этапе урока – закрепление новых знаний и умений.
б) учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют.
в) один ученик стоит возле карты, а остальные называют объекты географической номенклатуры.
Работа с картосхемой
Учащиеся обозначают особенности природных компонентов на картосхеме, которую рисуют в тетради при помощи шаблона. Этот вид работы удобнее использовать на этапе изучения нового материала, для лучшего запоминания местоположения объектов или тез или иных явлений. Например, на шаблоны можно наносить крайние точки, тектонические структуры, единицы рельефа, границы природных зон, основные климатические показатели (6-8 классы), народы, историко-этнографические регионы и т.д.
Географический тренинг
Используя карты атласа, объяснить существующую связь между компонентами природы.
Игра «Лови ошибку географа»
а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изученные или изученные ранее.
«Распределить объекты» - ученикам дается задание распределить объекты по признакам или принадлежности.
Например, на карточках написаны названия заливов, которые нужно распределить заливы между Черным и Азовским морями.
Таким же образом можно распределить объекты между материками, океанами, странами, областями и т.д.
«Географическая цепочка»
Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже названого города, и так далее.
За этой моделью можно проводить много игр, например, «На реке» (один из игроков называет реку, другой город, расположенный на этой реке и, если ответ правилен, называет другую реку и тому подобное).
«Немая карта»
Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Ученикам раздаются контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой. Большое внимание необходимо уделять изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем