СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование художественно - образного мышления у учащихся младших классов на примере изучения пьесы И. Парфенова «Матрешка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные моменты в работе над образным мышлением и эмоциональным исполнением с учащимися начальных классов ДМШ

Просмотр содержимого документа
«Формирование художественно - образного мышления у учащихся младших классов на примере изучения пьесы И. Парфенова «Матрешка»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»






Формирование художественно - образного мышления

у учащихся младших классов

на примере изучения пьесы И. Парфенова «Матрешка»

















Автор методической работы - Соврикова Лариса Андреевна, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, преподаватель высшей квалификационной категории ДМШ имени Д.Д. Шостаковича



17.10.2023г.

г. Калининград









План методической работы:



1.Вступление


2. Цели методической работы «Формирование художественно - образного мышления

у учащихся младших классов на примере изучения пьесы И. Парфенова

«Матрешка»


3.Роль музыки И. Парфенова в раскрытии эмоционального потенциала юного пианиста

4.Основные алгоритмы в работе над пьесой И. Парфенова «Матрешка»

5.Заключение











































I.Одна из типичных, часто встречающихся проблем при исполнении пьес учащимся музыкальных школ – маловыразительное исполнение, отстраненность, невовлеченность исполнителя в музыку. Формальное прочтение текста в таком случае остается лишь сухой скучной работой над текстом, далекой от раскрытия музыкального образа и задуманных композитором музыкальных намерений. Даже грамотное исполнение штрихов, длительностей, знаков альтерации, соблюдение метро – ритма, точности пауз без осмысленности, выразительности и личного отклика исполнителя на музыку не трогает слушателя и остается всего лишь грамотным исполнением текста.

II.Основная цель данной методической работы - формирование у учащегося младших классов представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности и раскрытия эмоционального потенциала ученика на примере пьесы И. Парфенова «Матрешка».

III.В своей педагогической практике я часто обращаюсь к пьесам современного композитора Игоря Алексеевича Парфенова.

Мои ученики в младших классах в разные годы с удовольствием исполняли его пьесы: «Бармалей», «О чем пела кукушка», «В весеннем лесу» и другие. Программным пьесам И. Парфенова присущи яркие гармонические краски, тембровое и ритмическое разнообразие. Круг образов и музыкальный язык композиторов 20-го столетия, в том числе И. Парфенова, понятен и близок юным исполнителям. Изучение произведений композитора сподвигает преподавателя и ученика интересоваться дополнительными историческими фактами, русскими традициями, погружаться в мир русской живописи и поэзии. В каждом случае в процессе работы яркая, образная музыка композитора захватывала детей и работа над его произведениями была насколько результативной, настолько и увлекательной. Круг художественных образов музыки И. Парфенова достаточно широк: сказочные персонажи, танцы…В музыке композитора много пьес, посвященных пейзажу, различным его состояниям и настроениям. Композитор учит любить родную страну, природу и национальные традиции. Красоту родной земли Игорь Алексеевич воспевал не только в музыкальных произведениях, но и в своих стихах:
«Я родился в России средь берез и лугов,
Я родился в России средь роскошных цветов.
Я люблю с синевой поутру говорить,
Я хочу над землей, словно аист, парить.
И лететь, как и он – так легко в вышине
Самой ранней порой на прохладной заре».

Пьесы композитора интересны и показательны. Очень важно, что они написаны в лучших традициях советской классической композиторской школы, в традициях тех композиторов, которые написали много интересной содержательной музыки, в том числе и для начинающих пианистов и их музыка составляет неотьемлемую «базовую» долю в учебном репертуаре учащихся младших классов фортепианного отделения (С. Майкапар, А. Гедике, Д. Кабалевский…). Произведения И. Парфенова можно использовать как в концертной, так и конкурсной практике.

Пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром. Исходя из собственной практики, могу сказать, что работа над такими пьесами помогает подготовить ученика к будущей работе над пьесами Э. Грига, П, Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
Важно, что ученик в музыке предлагаемой пьесы всегда находит близкие для себя музыкальные образы.

IV.Работа над программными пьесками И. Парфенова преследует цель научить ученика смело мыслить в создании музыкального образа. Работая над пьесой «Матрешка», мы с ученицей познакомились с историей появления Матрешки около ста лет назад на Руси, определили, что Матрешка – яркий веселый забавный персонаж, символ русского духовного изобилия. А музыка пьесы представляется нам как картина шумной многоголосой веселой русской ярмарки, народного гулянья, посвященного Масленице, с участием нашей Матрешки!

По форме – это трехчастная пьеса со вступлением: Вступление.

И первые 4 такта (вступление пьесы) задают тон всей пьесе – это ярка закличка, приглашение всех-всех на народный праздник!

При исполнении вступления важно выдержать ровный темп, активный характер, чему способствует яркая динамика и точные убедительные штрихи. Важно выговорить четко и звонко стаккато в правой руке в аккордах ( для этого все 3 ноты в аккордах исполняем стройно, одновременно, цепкими пальцами, подсекая нижней фалангой каждого пальца клавишу, играем близкими движениями в ладошку) и смачно, смело обозначаем синкопу в левой руке певучим самодостаточным акцентом (синкопу исполняем с некоторым опозданием, с оттяжкой и выпукло).

1 часть – все стекаются на русскую ярмарку- и купцы, и покупатели…. А многие, как наша Матрешка, идут веселиться, танцевать, покушать вкусных блинов да баранок, попить горячего чайка……

В мелодии отчетливо прорисовываются различные образы и настроения:

- торжественное шествие гостей ярмарки (четвертные длительности - солидные степенные), - лиги на два звука из восьмых нот ассоциируются с приветственными поклонами и здесь очень важно детально выполнить требование к исполнению классической лиги (опора на первую ноту и исполнение второй, как более тихой и короткой восьмой)

- лиги из шестнадцатых нот - шаловливые пассажи, ассоциирующиеся с весельем и проказами малышей. Здесь необходимо добиваться ровного исполнения шестнадцатых, отталкиваться от начала лиги (сфорцандо), подчеркивая начало мотива из 4 шестнадцатых интонационно и ритмически.

2 часть – лихой, неудержимый праздник, веселье, а ведь Матрена наша – это мать многочисленного семейства. Во второй части разшалилось это семейство, появились некоторые опасности безудержного катания с горки по оставшемуся снегу, пробежала близко злая собачка….


В музыки появляются гармонические изменения, динамические контрасты, динамические нарастания, приводящие к яркой кульминации, восходящий тревожный пассаж исполняется на педали, которой в произведении самый минимум……Важное значение в характерном исполнении мелодии приобретают многочисленные синкопы, сочетающиеся с последующими стаккато- все это придает особый тонус, игривость, яркость, задорность и создает настроение русского народного гуляния.


3 часть (подобно первой) - народ продолжает веселиться и увлечен просмотром представления кукольного театра, в котором много интересных персонажей и много различных ролей…..




Художественный образ музыкального произведения - это сама музыка, живая музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемые мелодией, гармонией, полифонией, формой, эмоциональным и поэтическим содержанием.

Что в пьесе И. Парфенова помогает добиться точного раскрытия художественного образа и исполнить ее характерно, ярко, музыкально, празднично?





Характерность пьесе, прежде всего, придают точно исполненные штрихи: -staccato (цепкие концы пальцев, отскок от клавиши без размашистых движений, с обязательным дыханием руки. Прежде всего, активность и внятность стаккато формирует характер пьесы пьесы).

tenuto встречается в главной теме пьесы в четвертных нотах (исполняем торжественно, величественно, отодвигаем от себя клавишу, вминая ее от себя, погружая вглубь клавиши всю руку от плеча). Часто tenuto встречаем в синкопах, где при исполнении требуется некоторое опоздание при взятии и глубокое вминание клавиши, глубокое погружение в клавишу, пропевание этой ноты.

Характерность пьесе придают и акценты. В работе над образным мышлением и верным интонированием фразы они выполняют немаловажную роль. Акцентов в пьесе много и у каждого свое назначение:

legato в пьесе - четкое, исполняется активными «этюдными» пальцами с подчеркиванием первоначальной нотки в лиге и с исполнением последующих нот четко и внятно, на диминуэндо. Интонирование лиги – это имитация речи Матрешки и некоторых ее неловких неповоротливых движений...

Работа над осмысленностью фразировкой – одна из самых важных составляющих в работе над выразительностью исполнения. Чтобы фраза была «живая», с первых уроков с учеником важно уточнить построение каждой фразы, определить ее границы, ее кульминационную точку, детализировать особенности интонаций в мотивах, баланс мелодии и аккомпанемента, соотношение сильных и слабых долей в них.

Динамический план пьесы - яркий, как ярка и жизнерадостна сама Матрешка, как многозвучна и многолика русская ярмарка. В достижении яркости образа помогает знакомство с иллюстрациями русской ярмарки в живописи. Важно, что И. Парфенов четко прописал свои динамические намерения, в которых много контрастов, неожиданностей и сопоставлений.

Особенно для ребенка в работе над динамикой очень важным является вторая часть- с контрастной динамикой, подчеркиванием гармонических изменений, возрастанием напряженности и смелой подачей кульминации.

Педаль (прямая) в двух эпизодах значительно украшает пьесу и добавляет новые тембральные краски.

5.Для меня музыка И. Парфенова – предлог поэксперементировать в работе с образностью, звуком, фразировкой, приемами rubato. Именно так появилось в пьесе дозированное ritenuto в конце второй части, которое не испортило общую идею пьесы, но позволило и слушателям и исполнительнице перестроится на иной характер музыки и избежать суеты повествования.

V. Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что музыка Игоря Парфенова является ценным и полезным учебным материалом, произведения композитора можно и нужно использовать как в концертной, так и конкурсной практике.

Музыка Игоря Парфенова глубоко патриотична, она учит любить Родину, родную природу, мотивирует параллельно изучать свою историю, культуру, национальные традиции. Изучение яркой, образной музыки композитора, которая близка, любима и понятна детям, способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка, обогащает его музыкальные и эмоциональные представления, побуждает интересоваться смежными видами искусства, расширяет круг его творческих возможностей, намерений и дает возможность высказаться, сохраняя свою индивидуальность и свое творческое начало.

Работа над произведениями Игоря Парфенова с учениками младших классов способна разбудить эмоциональное восприятие у юных начинающих пианистов, вовлечь их в интересный процесс воплощения авторских задумок и собственного видения конкретного музыкального образа и является важной составляющей в процессе формирования художественно – образного мыщления юного исполнителя.