В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции».
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся.»
Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся
Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика(ценностно-смысловых ориентаций,знаний,умений,навыков,способностей)обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.
ПОВЕДЕНИЕ
УСИЛИЯ
НАВЫКИ
Компетенция
ЗНАНИЯ
СПОСОБНОСТЬ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модерниза-ции, обладает интегративной прир о дой, объединяет знание, навыковую и интел - лектуальную составляющие образова - ния
Качества выпускника:
- инициативность,
- инновационность,
- мобильность,
- гибкость,
- динамизм,
- конструктивность.
Компетенция
- круг полномочий какого-либо лица
- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом
Метод проектов
- технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы;
- технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем
«Проектирование» - « projectus » - брошенный вперед
- это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений
Проект
- план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание
- прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а в планирование – процесс создания проекта
Общеучебные компетенции школьников
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей,
- построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Наиболее актуальные компетенции
- учебно-познавательная,
- информационная,
- к оммуникативная,
- компетенция личностного самосовершенствования.
Критерии проекта в познавательной деятельности ученика
- самостоятельность (полная или частичная);
- поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;
- создание в процессе движения к цели нового продукта.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Беглость
Способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.
Гибкость
Способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющеюся информацию под различными углами зрения.
Оригинальность
Способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
Способность к детальной разработке
Умение расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
- изучение школьников, их интересов, психофизиологических особенностей, склонностей;
- выбор, определение темы проекта;
- организация проектной деятельности учащихся;
- выполнение проекта –процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия.
Критерии проектной задачи
- Что это за изделие?
- Какую функцию оно должно выполнять?
- Кто его будет использовать?
- Характеристика его формы и размеров.
- Характер используемых материалов.
- Применяемые способы обработки.
- Применяемая отделка изделия.
- Оценка качеств, связанных со здоровьем и безопасностью.
Проведение научных исследований
- процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи.
Исследовательская работа включает в себя:
- выбор темы,
- определение цели,
- постановку задач,
- выбор методов,
- выдвижение гипотезы.
Критерии исследовательской работы
а) – тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в научном и практическом отношениях.
б) – тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).
тема должна соответствовать интересам исследователя;
- ориентируется в выбранной области научного исследования, в том числе знает о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах ;
- ознакомлен теоретически с методиками исследования;
- может сформулировать задачи исследования (конкретизировать цель) и разработать его план;
- способен проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с таковыми других исследователей.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Проблема или вопрос, подлежащий
исследованию.
- Гипотеза.
- Подробное описание метода.
- Библиография.
Функции учителя при работе над проектом
- учитель «помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.
Проектное обучение
- личностно – ориентированное;
- использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
- приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».
Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся