СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы"»

«Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы»

Васильева Т.Н., учитель истории и обществознания

МБОУ «Сизовская средняя школа»

Сакского района Республики Крым


        Концепция модернизации российского образования была ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

      Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие России возможно при условии, если у молодого поколения будут сформированы такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Российская школа, образование выполняют социальный заказ общества, государства.

    В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата. Исходя из исследований современных ученых, ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов,  как в личной, так и в профессиональной сфере жизни.  Основная трудность заключается в том, что компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужна определённая учебная среда, позволяющая учителю моделировать ту  или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

          Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является  целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания.

        Выделяю наиболее значимые компетенции:

1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.

3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.

 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

         Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.

           Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, на мой взгляд, именно при использовании новых инновационных  интерактивных технологий, ведь именно они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности, а учитель выступает как сценарист, режиссер, партнёр. А сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

   Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

   В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

      Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся  8-х, 9-х, 10-х 11-х классов по предмету.

      Определив недостаточную мотивацию школьника по истории и обществознанию, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕГЭ (а это одни из самых выбираемых предметов в нашей школе), я увидела, что у большинства учащихся  не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования.

    Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили  добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков.

    Анализируя особенности  как подросткового возраста, которому свойственна социальная активность, так и старшего  школьника с его стремлением к самореализации, мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Особенностью организации урока  в рамках личностно ориентированного обучения является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.

    Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является  внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

       Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

- проектный метод

- проблемное обучение

- технологию развития критического мышления

- информационно - коммуникативные технологии.

         Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:

-умение извлекать пользу из опыта;

-умение опрашивать окружающих;

-умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

- умение сотрудничать в группе;

- умение разрабатывать и выполнять контракты;

-умение принимать решение и прогнозировать его последствия;

- умение нести ответственность.

На своих уроках я часто применяю технологию развития критического мышления. Расскажу о нескольких приемах, которые я особенно успешно использую на своих уроках.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

Используя это прием учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

Данный прием можно использовать на любой фазе урока.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности

Стадия «Осмысления» предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием «Инсерт».

Прием «INSERT»

Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

  • «V» - уже знал

  • «+» - новое

  • «-» - думал иначе

  • «?» - не понял, есть вопрос

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы

Правила использования приема ИНСЕРТ

  1. Ставьте значки по ходу чтения текста.

  2. Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.

  3. Обсудите с кем-нибудь то, что Вы написали.

На стадии осмысления использую прием составление КЛАСТЕРА (Интеллект- карты).

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Любая работа ученика требует оценки. Как можно организовать процесс оценивания работы над кластером? По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 различных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом, учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Однако прежде чем оценивать работу надо выбрать критерии оценивания. Часть этих критериев может предложить сам учитель, а часть – ученики. В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
скорость исполнения, правильность причинно-следственных связей, широта охвата материала и др.

Процесс оценивания очень важен для развития ребенка. Ребенок учится анализировать свою работу и работу товарищей, четко и грамотно выражать свои мысли, умение аргументировать свое высказывание, уважительно относиться к мнениям товарищей по классу.

Ещё один прием, который мне очень близок «Схема Фишбоун».

Позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, события.

Схема представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты), в хвосте –вывод

С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

На стадии рефлексии предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Сиквейн я обычно предлагаю ученикам, как индивидуальное самостоятельное задание.
Существуют определённые правила написания синквейна:

  • первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

  • вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

  • третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

  • четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

  • пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написания синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • Находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

  • Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

  • Сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

  • Выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

        Предмет «История» требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Поэтому наряду с традиционными методами я использую и методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.

       Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

      Использование интерактивной доски на уроке создает дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.

Достоинства использования интерактивной доски на уроках истории и обществознания:

- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
- демонстрация учебных видеороликов;

- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат.

       Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

     При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

    Еще один значимый для меня момент в организации учебной деятельности -   организация процесса личностного осмысления исторического опыта. Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание. Это невозможно создать без определенного багажа исторических знаний. Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что «знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».

Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.

          Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.

            Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала.

   При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей:  уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика:  его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;  

- появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности,  ответственность за принимаемые решения;

- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации и самовыражении;  выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!