СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках литературного чтения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

28 марта 2019 года на базе МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца», г. Узловая состоялся региональный учебно-методический семинар «Формирование регулятивных УУД как условие повышения качества освоения предметного содержания младшими школьниками». Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с моим выступлением.

Просмотр содержимого документа
«формирование компет обуч»

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках

Слайд №1

литературного чтения

Слайд №2



«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда».

Древняя мудрость

Современное образование претерпевает изменения. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цель компетентностей - помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по моему мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования.

Выпускнику школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и литературному чтению, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Слайд №3

Виды ключевых компетентностей

В научной литературе дано достаточно широкое представление о ключевых компетенциях.

Наиболее полный перечень ключевых компетенций, в соответствии с целями российского образования, выделен А. В. Хуторским. Автор к ключевым образовательным компетенциям относит следующие: Ценностно-смысловая, Общекультурная, Учебно-познавательная, Информационная, Коммуникативная, Социально-трудовая компетенция, Компетенция личностного самосовершенствования. Данные компетенции представлены на слайде.

Справочно

  1. Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  2. Общекультурная — это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

  3. Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  4. Информационная - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

  5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

  6. Социально-трудовая компетенция - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то. чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется учёным на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий.

Основная особенность компетентно - деятельностного метода заключается в том, что новые сведения не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, даёт точную формулировку установленных алгоритмов действий и знакомит с общепринятой системой обозначений. Это позволяет привить интерес к предмету, повысить качество образования.

Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий, такова, что последовательно, через ряд этапов ребенок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования.

Литературное чтение, как учебная дисциплина, располагает всеми необходимыми средствами и возможностями для формирования ключевых компетенций.

Методика формирования ключевых компетенций включает в себя 5 этапов. Данные этапы представлены Вам на слайде № 4.

Слайд №4

Справочно

  1. этап - вводно-мотивационный.

Эффективными являются методические приемы (эвристическая беседа рассказ, работа с таблицей, учебником, презентацией по теме урока, просмотр видео, проблемный вопрос), достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.

  1. этап – актуализация знаний и умений

На данном этапе решающее значение имеют приемы( рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение упражнений по аналогии, , проблемные задания, помеченные в учебнике как сложные, работа по карточкам ), требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

  1. этап - формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.

  1. этап - приложения новых знаний

Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

  1. этап - обобщение и систематизация.

Приемы должны установить связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.

Обратимся к фрагментам урока по произведению Н.Носова «Живая шляпа» и проследим, какие ключевые компетенции формируются на разных его этапах.

Этап - вводно-мотивационный.

В: Давайте подумаем, как можно создать у обучающихся позитивный настрой для прочтения данного произведения?

Прочитать стихотворение о шляпе, загадать загадку о шляпе, найти значение слова в словаре Ожегова, задать проблемный вопрос: Бывают ли шляпы живые?

Я предлагаю прочитать стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

В: Какие ключевые компетенции мы формируем у обучающихся на данном этапе?

О: Ценностно-смысловые: уметь обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Учебно-познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.



Этап – актуализация знаний и умений.

На данном этапе организуется диалог с учащимися, где учитель подводит их к формулированию цели урока

Можно вспомнить биографию писателя, его произведения, которые уже были изучены.

Можно провести викторину по героям произведений этого писателя.

В: Какие ключевые компетенции мы формируем у учащихся на данном этапе?

О: Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.


Этап – открытие новых знаний.

На данном этапе учитель проводит словарную работу, где разбирает значение тех слов, которые могут вызвать у учащихся затруднения.

Затем учитель заранее делит текст на смысловые части и использует приём чтения с остановками. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". Чтение проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним. Данный этап можно закончить обобщающим вопросом: Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение. Приходят к выводу: Учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

В: Какие ключевые компетенции мы формируем у учащихся на данном этапе?

О:Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная.



Этап – приложения новых знаний.

Ребятам предлагается поработать в группах.



Задание №1.

Слайд №5

Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа».


Слайд №6



Задание №2

Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа.


Слайд №7



Задание №3.

Прочитав слова из рассказа, используя слова для справок, впишите в таблицу, какое чувство испытывали герои.


Слайд №8



В конце работы учащиеся отвечают на вопрос, который был задан ещё в начале урока: Почему Носов назвал шляпу живой?


В: Какие ключевые компетенции мы формируем у учащихся на данном этапе?

О:Учебно-познавательные: уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов, уметь находить дополнительные сведения по теме урока; коммуникативные :развитие умений работать в группах, распределять роли, формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, уметь обобщать и делать выводы.


Слайд №9



Этап – обобщения и систематизации.


На данном этапе можно использовать синквейн. (От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации) Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

 Синквейн: 
-обогащает словарный запас; 
-подготавливает к краткому пересказу; 
-учит формировать идею (ключевую фразу); 
- позволяет почувствовать себя творцом; 

1. Что?

2. Какая? (2 слова)

3. Что делает? (3 слова)

4. Фраза, подходящая для рассказа. (4 слова)

5. Кто?

Слайд №10




1. Шляпа

2. Живая, страшная

3. Падает, ползёт, пугает

4. У страха глаза велики

5. Васька


В: Какие ключевые компетенции мы формируем у учащихся на данном этапе? О:Коммуникативные, учебно-познавательные.


Этап – рефлексия

Данный этап можно начать с вопроса: Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов люди также выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

В своём мастер-классе я показала, как на разных этапах урока формируются основные ключевые компетенции у обучающихся.

Овладение ключевыми компетенциями  происходит практически на каждом уроке,  может не всегда в полной мере, но есть к чему стремиться. 

Компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Моя задача, как учителя, сформировать у детей ключевые образовательные компетенции для их успешного будущего.

Слайд №11


Спасибо за внимание! 

Просмотр содержимого презентации
«презент)»

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроке литературного чтения

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроке

литературного чтения

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».  Древняя мудрость

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда».

Древняя мудрость

Виды ключевых компетенций

Ценностно-смысловая - Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная — это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовая компетенция - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то. чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

Этапы формирования ключевых компетенций

1 ЭТАП - ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ

Эффективными являются методические приемы (эвристическая беседа рассказ, работа с таблицей, учебником, презентацией по теме урока, просмотр видео, проблемный вопрос), достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.

2 ЭТАП - АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

На данном этапе решающее значение имеют приемы( рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение упражнений по аналогии, , проблемные задания, помеченные в учебнике как сложные, работа по карточкам ), требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

3 ЭТАП - ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На данном этапе решающее значение имеют приемы (рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение упражнений по аналогии, , проблемные задания, помеченные в учебнике как сложные, работа по карточкам), требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

4 ЭТАП - ПРИЛОЖЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

5 ЭТАП - ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Приемы должны установить связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.

Задание №1 4-З 3-В 2-Ж 1-А 5-Е 6-И 7-Д 8-Г 9-Б

Задание №1

4-З

3-В

2-Ж

1-А

5-Е

6-И

7-Д

8-Г

9-Б

Задание №2   Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа:

Задание №2

Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа:

  • У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
  • СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
  • ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
  • ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
Задание №3 СЛОВА ИЗ РАССКАЗА ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. УВЛЕЧЕНИЕ Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. ИСПУГ Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. СТРАХ Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? РАДОСТЬ

Задание №3

СЛОВА ИЗ РАССКАЗА

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

УВЛЕЧЕНИЕ

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

ИСПУГ

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

СТРАХ

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

РАДОСТЬ

Цель:  Подумать и объяснить, почему рассказ назван «Живая шляпа» ?

Цель: Подумать и объяснить, почему рассказ назван «Живая шляпа»

?

Синквейн (От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации) Что? Какая? (2 слова) Что делает? (3 слова) Фраза, подходящая для рассказа. (4 слова) Кто? (1 слово)

Синквейн

(От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации)

Что?

Какая? (2 слова)

Что делает? (3 слова)

Фраза, подходящая для рассказа. (4 слова)

Кто? (1 слово)

Синквейн (От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации) Что? Какая? (живая, страшная) Что делает? (падает, ползёт, пугает) Фраза, подходящая для рассказа. (У страха глаза велики ) Кто? (Васька)

Синквейн

(От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации)

Что?

Какая? (живая, страшная)

Что делает? (падает, ползёт, пугает)

Фраза, подходящая для рассказа.

(У страха глаза велики )

Кто? (Васька)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!