СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии (из опыта работы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрено форирование ключевых компетенций на уроках химии, из личного опыта

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии (из опыта работы)»

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии

(из опыта работы)


Залозных Ольга Владимировна, 

учитель химии МБОУ «СОШ №51»

города Курска


Современный учитель стремится к тому, чтобы знания, полученные на его уроках, помогли ученику в дальнейшем стать успешным. Для этого современный человек должен уметь работать в команде, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию. Поэтому российское образование определило новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни. 

Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее стоят общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, наибольшее предпочтение я отдаю исследовательской. Так как считаю, что именно она способствует формированию практически всех ключевых компетенций уобучающихся.

Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской деятельности.

В 7 классе, где у меня есть часы пропедевтики, научно-исследовательская и проектная деятельность предусмотрена автором УМК О.С. Габриеляном. Данный курс содержит как лабораторные опыты ("Адсорбция активированным углем красящих веществ в пепси-коле", "Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ") и практические работы, выполняемые в классе, так и домашние опыты ("Определение содержания воды в свежей зелени", "Диффузия марганцовки в желатине") и домашние практические работы - "Выращивание кристаллов", "Изучение процесса коррозии железа". Выполняя эти работы, ребята учатся наблюдать, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Каждая работа предусматривает определенную форму отчета, в том числе и составление проекта.

В конце учебного года проводятся уроки-конференции "Великие русские химики", "Химические реакции в жизни человека", "Мое любимое вещество", на которых обучающиеся выступают с докладами на выбранную заранее тему. Все это способствует повышению интереса к химии, как предмету и науке, показывает важность ее в жизни современного человека, воспитывает чувство патриотизма.

Уроки-исследования, проводимые в старших классах, дают возможность обучающимся самим накапливать знания, систематизировать факты, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, создавать теории. Подобные занятия были проведены мною по темам "Кислоты", "Химические свойства основных классов неорганических веществ" 8 класс; "Амфотерные соединения", "Химические свойства металлов" 9 класс; "Химические свойства карбоновых кислот", 10 класс; "Гидролиз солей", 11 класс и др.

На уроках-исследованиях чаще всего использую групповую, парную или коллективную форму работы. Так как именно они в большей степени способствуют формированию коммуникативных компетенций, то есть уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе, выполнять различные социальные роли.Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Целесообразно использовать исследовательскую работу и в домашнем задании. Например, при знакомстве в 8 классе с понятием индикаторы, я даю задание провести домашний опыт "Растения-индикаторы у нас дома", в 9 классе - подобрать интересные факты о скорости реакции и их практическом применении, а в 10 классе при изучении темы "Белки" - домашний эксперимент "Свойства белков". Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность, умения ставить цель и достигать ее. Следовательно, данный вид деятельности способствует формированию учебно-познавательных компетенций учащихся.

Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Изучение темы "Химия в жизни общества" в 10-11 классах, на мой взгляд, лучше проводить в виде уроков-конференций или уроков защиты проектов, которые обучающиеся готовят самостоятельно. Такие формы работы повышают интерес учащихся, что способствует глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно сделанные школьниками, как ответ на проблемный вопрос. У обучающихся в ходе таких уроков формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные, ответственное отношение к своему здоровью.

Кроме этого, во время изучения данных тем ребята знакомятся с разнообразными производствами, видами деятельности и профессиями. Получают сведения о способах получения веществ и на их основе о многообразии товаров и продуктов, о затратах на их получение. На основе полученных сведений, у обучающихся формируется ценностное отношение к труду и его результатам, а так же определение собственных интересов в сфере профессиональной деятельности, то есть формируются компетенции профессионального самоопределения. 

Подготовка сообщений и докладов по разным темам регулярно используется мною на протяжении изучения всего курса химии. Это стимулирует творческие способности у обучающихся: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Так же данный вид деятельности способствует формированию информационных компетенций у школьников - умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет.

Внеурочная деятельность школьников так же способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, поэтому я с большим удовольствием помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практических конференциях разного уровня и высоко оцененные экспертами.

Все наработки, которыми я сегодня попыталась с Вами поделиться, - это небольшая часть задуманного мною. Я точно знаю, что это не вершина айсберга педагогического мастерства. Помнить поставленные задачи и руководствоваться ими – это то условие, которое поможет каждому учителю решить педагогическую цель – формирование и развитие компетентной личности, чтобы улучшить качество обучения, развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса. Ведь для того, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить две вещи: то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. Сегодня учитель уже не должен быть передатчиком информации, он должен изменить свою роль. Немецкий педагог А. Дистервег учил: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить». Идет информационный бум! Выдающийся психолог и педагог В.В. Зеньковский говорил: «Наши дети выходят из школы с колоссальным рядом знаний и навыков, но с тупым отношением к жизни и к любому творчеству» и наша задача на сегодняшний день сделать все возможное, чтобы выпускник был подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрал свой профессиональный путь, был успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!