Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии
(из опыта работы)
Залозных Ольга Владимировна,
учитель химии МБОУ «СОШ №51»
города Курска
Современный учитель стремится к тому, чтобы знания, полученные на его уроках, помогли ученику в дальнейшем стать успешным. Для этого современный человек должен уметь работать в команде, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию. Поэтому российское образование определило новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни.
Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее стоят общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных образовательных технологий, наибольшее предпочтение я отдаю исследовательской. Так как считаю, что именно она способствует формированию практически всех ключевых компетенций уобучающихся.
Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской деятельности.
В 7 классе, где у меня есть часы пропедевтики, научно-исследовательская и проектная деятельность предусмотрена автором УМК О.С. Габриеляном. Данный курс содержит как лабораторные опыты ("Адсорбция активированным углем красящих веществ в пепси-коле", "Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ") и практические работы, выполняемые в классе, так и домашние опыты ("Определение содержания воды в свежей зелени", "Диффузия марганцовки в желатине") и домашние практические работы - "Выращивание кристаллов", "Изучение процесса коррозии железа". Выполняя эти работы, ребята учатся наблюдать, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Каждая работа предусматривает определенную форму отчета, в том числе и составление проекта.
В конце учебного года проводятся уроки-конференции "Великие русские химики", "Химические реакции в жизни человека", "Мое любимое вещество", на которых обучающиеся выступают с докладами на выбранную заранее тему. Все это способствует повышению интереса к химии, как предмету и науке, показывает важность ее в жизни современного человека, воспитывает чувство патриотизма.
Уроки-исследования, проводимые в старших классах, дают возможность обучающимся самим накапливать знания, систематизировать факты, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, создавать теории. Подобные занятия были проведены мною по темам "Кислоты", "Химические свойства основных классов неорганических веществ" 8 класс; "Амфотерные соединения", "Химические свойства металлов" 9 класс; "Химические свойства карбоновых кислот", 10 класс; "Гидролиз солей", 11 класс и др.
На уроках-исследованиях чаще всего использую групповую, парную или коллективную форму работы. Так как именно они в большей степени способствуют формированию коммуникативных компетенций, то есть уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе, выполнять различные социальные роли.Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.
Целесообразно использовать исследовательскую работу и в домашнем задании. Например, при знакомстве в 8 классе с понятием индикаторы, я даю задание провести домашний опыт "Растения-индикаторы у нас дома", в 9 классе - подобрать интересные факты о скорости реакции и их практическом применении, а в 10 классе при изучении темы "Белки" - домашний эксперимент "Свойства белков". Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность, умения ставить цель и достигать ее. Следовательно, данный вид деятельности способствует формированию учебно-познавательных компетенций учащихся.
Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
Изучение темы "Химия в жизни общества" в 10-11 классах, на мой взгляд, лучше проводить в виде уроков-конференций или уроков защиты проектов, которые обучающиеся готовят самостоятельно. Такие формы работы повышают интерес учащихся, что способствует глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно сделанные школьниками, как ответ на проблемный вопрос. У обучающихся в ходе таких уроков формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные, ответственное отношение к своему здоровью.
Кроме этого, во время изучения данных тем ребята знакомятся с разнообразными производствами, видами деятельности и профессиями. Получают сведения о способах получения веществ и на их основе о многообразии товаров и продуктов, о затратах на их получение. На основе полученных сведений, у обучающихся формируется ценностное отношение к труду и его результатам, а так же определение собственных интересов в сфере профессиональной деятельности, то есть формируются компетенции профессионального самоопределения.
Подготовка сообщений и докладов по разным темам регулярно используется мною на протяжении изучения всего курса химии. Это стимулирует творческие способности у обучающихся: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Так же данный вид деятельности способствует формированию информационных компетенций у школьников - умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет.
Внеурочная деятельность школьников так же способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, поэтому я с большим удовольствием помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практических конференциях разного уровня и высоко оцененные экспертами.
Все наработки, которыми я сегодня попыталась с Вами поделиться, - это небольшая часть задуманного мною. Я точно знаю, что это не вершина айсберга педагогического мастерства. Помнить поставленные задачи и руководствоваться ими – это то условие, которое поможет каждому учителю решить педагогическую цель – формирование и развитие компетентной личности, чтобы улучшить качество обучения, развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса. Ведь для того, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить две вещи: то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. Сегодня учитель уже не должен быть передатчиком информации, он должен изменить свою роль. Немецкий педагог А. Дистервег учил: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить». Идет информационный бум! Выдающийся психолог и педагог В.В. Зеньковский говорил: «Наши дети выходят из школы с колоссальным рядом знаний и навыков, но с тупым отношением к жизни и к любому творчеству» и наша задача на сегодняшний день сделать все возможное, чтобы выпускник был подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрал свой профессиональный путь, был успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.