К теме: Формирование представлений о количестве и счете у детей второй младшей группы
-
Методика обучения детей практическому способу сравнения двух множеств.
Формирование представлений о способах установления количественных отношений между группами предметов по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложение, приложение, графическое соотнесение) проходит на основе освоенных в первой младшей группе умений спаривания объектов (установления взаимно однозначного соответствия между предметами «один—один»). Во второй младшей группе воспитанникам необходимо понять, что приемы наложения, приложения, графического соотнесения используются тогда, когда надо ответить на вопросы: «Чего больше?», «Чего меньше?».
Для обучения используют специально подготовленный демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Разница в них проявляется только в размерах.
Требования к материалу
-
два множества должны быть сюжетно связаны и обладать возможностью быть наложенными друг на друга (бабочки могут сесть на цветы, мальчикам можно дать в руки мячи, ежикам положить на спинки грибы, обезьянкам дать бананы и т. п.);
-
между объектами множеств должна соблюдаться размерная разница — объекты которые будут накладываться, должны быть меньше по величине (на 1/3) и не перекрывать при наложении объекты другого множества;
-
количество накладываемых объектов на 1—2 больше тех объектов, на которые будет произведено наложение;
-
при использовании карточки с изображениями следует учесть, что на карточке изображения должны быть расположены в ряд (до пяти изображений), между ними должно соблюдаться расстояние, равное половине изображения Изображения должны быть максимально стилизованными.
-
используется карточка, разделенная на три горизонтальные полосы с наборами (не менее трех наборов) мелких игрушек, изображений предметов, размер которых должен позволять размещать до пяти игрушек или изображений в ряд на одной полосе. В каждый набор должно входить не менее семи предметов или изображений;
-
для демонстрации действия приложения может использоваться наборное полотно из трех прозрачных полос с наборами карточек (не менее трех наборов) с изображениями или наборами вырезанных изображений, размер которых должен позволять размещать их на полосках полотна (количество карточек в наборе — 7 штук);
-
«сегментированные» карточки из 1—3 сегментов. Каждый сегмент, разделенный на девять клеток, должен содержать изображение объекта одного из множеств в центральной клетке. К данным карточкам должны быть подготовлены наборы изображений (или мелких предметов), размер которых должен позволять не перекрывать при наложении изображение в центре карточки.
При обучении воспитанников практическим способам установления равенства и неравенства между группами объектов (наложение и приложение) может использоваться и натуральная наглядность (окружающие предметы), но не следует забывать про создание практико-ориентированной проблемной ситуации (Накрываем красиво стол. Надо поставить тарелки на салфетки. Хватит ли салфеток? Чего больше, салфеток или тарелок? и т. п.) и соблюдении (при использовании наложения) размерной разницы между элементами множеств. Вариантом может быть использование в качестве одного из множеств самих детей (дети собираются в лес, и им нужно взять корзинки, дети-бабочки летают по полянке и садятся на цветы - коврики в виде цветов и т. п.).
-
на карточке изображения элементов двух множеств расположены параллельными рядами (вертикально или горизонтально), один элемент одного множества расположен точно напротив одного элемента другого множества — это самый простой вариант выполнения графического соотнесения;
-
на карточке изображения элементов одного множества расположены в ряд, а изображения элементов другого множества располагаются вразброс с двух сторон от ряда элементов первого множества — более сложный вариант выполнения графического соотнесения;
-
на карточке изображения элементов двух множеств расположены вразброс — самый сложный вариант выполнения графического соотнесения.
Алгоритм обучения практическому способу сравнения двух множеств (групп предметов) по количеству входящих в них элементов (наложение, приложение, графическое соотнесение).
-
Показываем сразу два множества.
Возможны варианты представления: элементы одного из множеств могут быть заранее расположены в ряд, а другого — сгруппированы; элементы каждого из множеств сложены вместе; если используется графический способ соотнесения, то предъявляется готовая карточка.
-
Задаем вопросы:
- «Что (кто) это?» (данный вопрос задается в отношении каждого множества; отвечая на вопрос, ребенок группирует объекты, находит для названия характеристический признак),
- «Сколько объектов?» (вопрос задается в отношении каждого множества; ответом детей должно быть выражение «много» или называние числа — «один», «два», «три»).
-
Создаем проблемную ситуацию, задавая вопросы: «Чего больше?», «Чего меньше?». Воспитанники высказывают предположение. Даже если сразу дан правильный ответ, обязательно задаем следующий вопрос: «Что надо сделать, чтобы это проверить?»
-
Педагог объясняет правила приема сравнения:
Правила использования приема наложение:
-
класть один предмет одной группы точно на один предмет другой группы или его изображение;
-
использовать столько предметов одной группы, сколько есть предметов или изображений другой группы;
-
не пропускать ни одного предмета.
Правила использования приема приложение:
-
те же что и при наложении, только класть предмет рядом – вверху над, внизу под, справа рядом, слева рядом.
Правила использования приема графическое соотнесение:
-
Вводим в активный словарь выражения «столько— сколько», «больше», «меньше», «поровну». Задаем вопросы: «Чего больше?», «Чего меньше?». При графическом соотнесении сразу можно определить равенство. При обучении наложению или приложению определяется неравенство множеств.
-
Уравнивание множеств. Предлагается воспитанникам найти способ сделать поровну (убрать лишние элементы, включая это действие в сюжет занятия). Педагог задает вопросы: «Чего больше?», «Чего меньше?», активизирует использование выражений «столько-сколько», «поровну», «одинаково».
Подобного алгоритма вопросов важно придерживаться и при обучении без специально подготовленного материала (бытовая деятельность). Следует не забывать обращать внимание детей на количественные отношения между множествами.
Полученные умения закрепляются в игровой деятельности. Причём задания дети выполняют на индивидуальных карточках.
-
Алгоритм обучения нахождению единичных и множественных групп предметов в помещении группы.
При решении данной задачи образовательный процесс алгоритмизируется этапами обучения.
На первом этапе дети учатся находить единичные предметы и группы предметов в специально подготовленном помещении. Для этого в группе выделяются 3-4 небольших участка (стол педагога, игровой уголок, окно и т. п.), на них располагаются единичные предметы и группы предметов. С воспитанниками проводится игра-путешествие с остановками на подготовленных участках и определением на них единичных и множественных объектов.
На втором этапе воспитатель также заранее готовит групповое помещение, располагая в разных местах группы предметы по одному и по много. Воспитанники становятся в одном месте в групповом помещении, и педагог предлагает посмотреть внимательно и сказать, чего в группе много, а чего по одному. Если дети затрудняются, воспитатель обращает их внимание на те участки, на которых ранее определялись эти группы.
На третьем этапе воспитанники определяют множественные и единичные группы в специально не подготовленном помещении группы, а также в ближайшем окружении (муз. зал, физ.зал, участок).
Этот поиск и называние можно сопровождать играми «Поезд», «Путешествие», «Много и один», «Зоопарк», «Сделай наоборот».
-
Обучение счету на слух, счету движений.
При обучении счету на слух можно использовать шумовые звуковые множества (хлопков, стуков и т. п.) и множества музыкальных звуков.
Для создания звукового множества используют инструменты, которые издают одинарные чистые звуки - металлофон, барабан, фортепиано; нельзя использовать маракасы, бубен, кастаньеты.
На начальных этапах обучения дети считают звуки, которые издает инструмент или создает педагог, не пряча источник звука от детей. В дальнейшем источник звука можно спрятать за невысокую ширму или за спинами детей.
Во второй младшей группе на первичном этапе обучения детям предлагается воспроизвести 1 или много движений (звуков) по образцу. Например, вызывая отдельных детей, воспитатель предлагает им постучать по барабану (по музыкальному треугольнику, по столу) столько раз, сколько раз она сама постучит. Дети не сразу правильно выполняют задание: вначале многие стучат неопределенное количество раз.
Для формирования умений воспроизводить заданное количество звуков в работе с детьми трех лет используются упражнения в следующей последовательности:
1) воспитатель хлопнула один раз и сама поставила на стол игрушку, хлопнула еще раз и снова поставила игрушку — и так три-четыре или пять раз;
2) вызванный ребенок смотрит на эти предметы и хлопает;
3) все дети у себя на столе откладывают игрушки по одной в соответствии с каждым хлопком воспитательницы;
4) вызванный ребенок (с места) хлопает столько раз, сколько у него игрушек;
5) воспитатель хлопает, а ребенок, воспринимая звуки на слух, хлопает столько же раз.
По мере упражнения дети все лучше и лучше вслушиваются в количество звуков и всматриваются в количество производимых воспитателем движений.
Детей упражняют в умениях воспроизводить по слуху, подражая, количество хлопков или отстукиваний в пределах одного — трех, без счета. Например: «Постучи столько раз, сколько раз я постучала» или: «Возьми столько игрушек, сколько раз я постучала», «Покажи карточку, где нарисовано столько же морковок, сколько раз я постучала».
Умение воспроизводить заданное количество движений развивается у детей в процессе занятий физической культурой. Также используются подвижные и дидактические игры, например, в игре «Ходим кругом друг за другом» дети должны повторить те движения и столько раз, как показал ведущий.
ЛИТЕРАТУРА
-
Житко,И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В.Житко.—Минск: Нац. институт образования, 2015.—128с.
-
Леушина А.М.Формирование элементарных математических представлений у детей дошк. возраста. – М.,Просвещение 1974
-
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2019.-479 с.
3