СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование коллективно-распределительной деятельности на уроке".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование коллективно-распределительной деятельности на уроке".»











ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Л.А.Самондросова, учитель начальных классов

































Я работаю по системе развивающего обучения с 1993 года. Свойства этой системы, если очень коротко, характеризуется в четырёх направлениях:

1.концепция целенаправленной учебной деятельности;

2.проблемное изложение материала;

3.методика учебных задач;

4.коллективно-распределительная деятельность.

Поэтому логично, что осваивая новую систему, я осваивала и новую деятельность, которая принципиально отличалась от деятельности, применяемой мной на уроках ранее. Должна заметить, что КРД помогла мне успешно работать с детьми, общаться с родителями, а самой принимать участие в различных конкурсах. Так в марте 2008 года за участие в районной научно-практической конференции в секции учителей начальных классов моё выступление из опыта работы по данной теме было отмечено дипломом и 2 местом. К этой теме по самообразованию я возвращалась несколько раз, т.к. тема очень широкая и нет предела её совершенствованию. Два года назад, работая и в классе РО и в классе традиционного обучения, пробовала организовать КРД на материале программы Виноградовой. Проводила урок открытый урок, используя разновозрастное сотрудничество. И пришла к выводу, что строить урок с позиции КРД в классе традиционного обучения трудно, но возможно. В этом учебном году не стала менять тему по двум причинам. Во-первых, главная цель в 1 классе – это формирование учебно-организационных умений и навыков, а сделать это через КРД легче. Во-вторых, тема МО учителей начальных классов «Развитие личности младшего школьника, владеющего основами информационно-коммуникативной культуры в УВП», а КРД по своей сути и есть коммуникативные навыки. Вообще КРД вытекает из деятельностной педагогики (Л.С.Выгодский). Он утверждал, что психическое развитие и формирование способностей человека происходит за счёт ИНТЕРИОРИЗАЦИИ (перехода «внешних взаимодействий» во «внутренний план способностей») форм действия и общения, которые осуществляются совместно с другими людьми. Во взаимодействии с учениками, сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребёнка, присваиваются им способы действия. Ребёнок ещё сам не умеет решать некоторую задачу, но класс в целом справляется с ней. Этот способ решения задачи исходно и существует как КРД. И только потом этот способ присваивается каждым учеником. Поэтому, строя урок с позиции КРД учитель должен владеть разными формами организации детей: коллективной, групповой, индивидуальной. Должен организовывать коллективный процесс мышления и деятельности, такой стиль размышления и обобщения, который и должен быть присвоен каждым ребёнком. Для этого нужна особая организация коммуникации: понимать мысли друг друга; формулировать точные вопросы на уточнение, для проверки, для задания; попытаться выразить мысль и донести её до другого ученика. Следовательно учитель работает над сотрудничеством, взаимопониманием, вниманием к словам и мыслям товарищей. Дети приучаются с первых уроков слушать другого, задают друг другу вопросы, выясняют способы действия друг друга. Как это происходит на уроке? При решении учебной задачи, при возникновении проблемы на стыке знаю, применяю способ – способ не работает, значит чего-то не знаю, одни ученики высказывают предположение, другие эти предположения дополняют, анализируют. Вместе принимают решение, делают вывод, который каждый ученик считает своим личным «открытием». Таким образом, решая систему учебных задач, школьники и учитель принимают совместное решение, и это решение присваивается каждым учеником. На уроках в 1 классе с первых дней организовать КРД помогает курс Г.А.Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Дети учатся вести учебный диалог, учатся способам оценивания друг друга, знаковой системе, работе в паре и группе. Всё это позволяет выстраивать на уроке работу «ученик – ученик», «учитель – ученик» и т.д. КРД помогает решить учебную задачу, развивает интеллектуальные умения учащихся, способствует деловому общению. Ещё Ян Амос Каменский советовал искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое. Групповые формы – потребность человека к активному обмену информацией, активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. А значит и влияют на качество обучения. Должна отметить, что КРД применяется не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной работе. Точно также строится и работа на родительских собраниях, где родители, объединившись в группы, работают над вопросами, ими же самими и поставленными, и принимают решения. В этом учебном году я старалась и работу в МО строить как КРД. Меня работа по теме самообразования научила мыслить на уроке по ситуации и не бояться «неправильных» ответов, формулировать вопросы, сотрудничать с коллегами, находиться в творческом поиске. На следующий учебный год хочется узнать, сравнить, в чём сходство между КРД в обучении и интерактивным обучением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!