СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных действий младших школьников с ОВЗ на уроках математики. Выступление на семинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных действий младших школьников с ОВЗ на уроках математики. Выступление на семинаре.»


Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Набережночелнинская

школа №87 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»


Проспект Чулман, 104 (48/07), г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423825

  1. «сәламәтлек МӨМКИНЛЕКЛӘРЕ чикләнгән балалар өчен 87 НЧЕ Яр Чаллы мәктәБЕ» дәүләт бюджет гомуми белем учреждениесе



«87 нче Яр Чаллы мәктәбе» ДБГУ


Чулман проспекты, 104 (48/07), Яр Чаллы шәһәре, Татарстан Республикасы, 423825




Региональный научно-практический семинар



«Активные методы обучения как эффективное средство в формировании коммуникативных действий младших школьников с ОВЗ»









Выступление на тему:


«Формирование коммуникативных действий

младших школьников с ОВЗ

на уроках математики»









Мухаметзянова Роза Геннадьевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории










14 декабря 2017 г



«Формирование коммуникативных действий младших школьников с ОВЗ

на уроках математики».

В рамках введения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.

Коммуникативные универсальные действия имеют многогранный характер. Были определены следующие функции коммуникативных УУД: обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с ОВЗ. Незрелость эмоционально-волевой сферы таких детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает в свою очередь и сфера коммуникации. У детей с ОВЗ имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Речь их бедна, им трудно договариваться, они не умеют принимать отличную от их собственной точку зрения, не всегда могут аргументировать свое решение. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию познавательной деятельности.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. 

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Именно поэтому особую роль играет формирование коммуникативных универсальных учебных действий особенно при изучении математики.

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.

Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.

Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Коммуникация как условие интериоризации (Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта). Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.



Прежде чем развивать коммуникативные действия у младших школьников с ОВЗ, надо знать на каком уровне сформированности находятся определенные навыки у каждого отдельного ребенка. Поэтому каждый учитель может проводить входную диагностику. Предлагаю ознакомиться с различными методиками диагностики сформированности коммуникативных УУД.



Диагностика сформированности коммуникативных УУД.



Коммуникация как взаимодействие.

Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Жана Пиаже)

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми

Метод оценивания: анализ детских рисунков

Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.

Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.

Инструкция (текст задания на бланке):

На занятии за квадратным столом сидят четверо школьников - Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).













Настя Люба Денис Егор

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере, на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.

Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.

Методические рекомендации

При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

  • постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

  • стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

  • используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

  • проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».





Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)



Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал: три карточки с текстом заданий.



Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».



Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»



Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»



Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»



Критерии оценивания:



  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;



  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • учет разных потребностей и интересов.









Показатели уровня выполнения задания:



Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.



Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.



Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.



Коммуникация как кооперация

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)


Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)


Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.


Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.


Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.


Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».


Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.


Критерии оценивания:


· продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;


· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;


· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;


· взаимопомощь по ходу рисования,


· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Показатели уровня выполнения задания:


1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;


2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;


3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.



Коммуникация как условия интериоризации

Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»)

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 5), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 4). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).

Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.



Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

· продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

· способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

· умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

· способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.



Формирование коммуникативных УУД.

Приёмы формирования коммуникативных УУД


  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.


  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.


  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).


  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.


  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.


  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.


  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.





Прием: «Объясни …»

Очень важно настроить класс на работу. Один из способов дать детям какое-нибудь высказывание, пословицу, поговорку и попросить объяснить смысл.

«Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». Вильям Шекспир.

«Я беру тебя с собой».

Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

Можно использовать для фронтальной работы и работе в паре (ученик выбирающий объект должен объяснить свой выбор). Ответ начинается со слов «Я беру тебя с собой …»

Групповая работа по составлению кроссвордов и задач.

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры».

Цель: включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на 2 команды. Задача каждой команды составить кроссворд на тему «Треугольник». Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Также при оценивание будет учитываться оригинальность формы кроссворда [1, 5].

Материалы: лист бумаги.

Инструменты: каждая команда получает лист бумаги, на размышление дается от 20-25 минут. По окончании времени листочки с конструкцией кроссворда и вопросами собираются и передаются команде соперников. Командам дается 10 минут на заполнение кроссворда. Затем листочки собираются, по результатам проверки определяется команда победителей [1, 5]. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют их, а затем делают вывод о том, какая группа создала наиболее интересный и грамотный кроссворд.

« Игровая цель»
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
«Эстафета».

Класс делится на две команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно. Один из вариантов такой игры: каждый следующий участник проверяет правильность решения предыдущего.

Игра в числа.

Используя набор цифр, составь разные числа.

Например: из цифр 0, 3, 6, 7 составьте все четырехзначные числа, затем каждый из пары называет число, числа повторяться не должны. Побеждает тот, кто назвал последнее число.

(учитель заранее дает инструкцию, могут повторяться или нет цифры в записи числа, так же можно сразу сказать, сколько таких чисел существует).

Лови ошибку.

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Ученик получает выполненные решения со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Такие карточки могут быть заранее приготовлены другими учениками

« Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.

«Интеллектуальный марафон»

Цель: Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Организация учащихся к работе в группе. Управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на 2 команды. Учитель выступает в роли ведущего. Один из учеников выбирается в качестве судьи, регистрирует результаты раундов. Каждый раунд содержит несложное, логическое задание, рассчитанное на смекалку. После проведения такого своеобразного мозгового штурма подводятся итоги, победившая команда получает поощрение [5].

Материалы: карточки с заданием.

Задания на карточке: Выберите самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры разные. (1023; 1234; 1203; 1032; )

«Цепочки вычислений».

Каждой группе выдается карточка с заданием и цветные карточки с ответами. Задания представляют собой примеры, включающие все четыре арифметических действия.

Задача группы: рационально распределив работу в группе, решить все 5 примеров, найти и разложить по порядку карточки с ответами. Карточек с ответами дается больше числа примеров (не все ответы правильные). На доске написаны (и до проверки закрыты) цветовые последовательности для каждой из групп. Представители группы по очереди называют получившуюся в процессе решения цветовую последовательность .

Составь задание партнеру.

Сначала в паре решают задачу по изученному материалу, затем каждый составляет похожую задачу для соседа. В итоге объясняют друг другу решение задач.

Составить задачу и решить ее. Записать ответ. Предложить соседу составить задачу, решение которой будет иметь такой же ответ. Сравнить условия и решения придуманных задач.

Паре (группе) даются одинаковые задачи. Необходимо составить вопросы к задаче для соседа или другой группы.

В первый день туристы прошли 17 км, во второй день они прошли 18 км, а в третий день – 16 км. Придумайте вопросы к условию данной задачи.

Необходимо по краткому условию или схеме составить задачу для партнера или другой группы.

Группа получает задачу и решают ее, а затем сами составляют еще вопрос(ы) к задаче, затем выступают со своим решением.

В классе 24 ученика, из них 15 девочек. Сколько мальчиков в классе? Какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?

Пара выполняет задание (у каждого свое), затем надо объяснить решение соседу.

Группа выполняет задание (у каждой группы свое), после проверки учителем лидер переходит в другую группу и выступает в роли учителя (материал может быть как теоретическим. Так и практическим).



Составление графической схемы текстовой задачи.

Каждый ученик в паре получает свою задачу. Например:

Задача 1. Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

Задача 2. В магазине в отделе фруктов было 80 кг яблок. Утром продали четвертую часть всех яблок. Вечером продали две четверти всех яблок. Когда продали яблок больше и на сколько килограммов?

Не показывая текст задачи соседу, каждый составляет графическую схему своей задачи. Меняются схемами, пытаются по схеме (без опоры на текст) решить задачу.

* - учащиеся за одной партой получают две разные задачи. Составляя схему, должны учитывать, что сосед не знает текста задачи, при этом составить схему так, чтобы второй ученик в паре не испытывал затруднений при решении (максимально понятно). Каждый в паре одновременно и составляет схему, и решает задачу по схеме, что позволяет учащимся оценить важность адекватного представления информации для решения проблемы (задачи).

Решение текстовых задач с составлением графической схемы

Составьте каждый графическую схему полученной задачи. Поменяйтесь тетрадями. Решите задачи по схеме. Текст задачи используйте только для проверки правильности решения

Обмен информацией с партнером; умение представлять информацию в письменной форме; способность действовать с учетом целей и интересов другого.

Решение текстовых задач с составлением краткой записи**

Получи задачу. Найди на своем ряду свою пару (ученика с краткой записью полученной тобой задачи). Вместе решите задачу

** - половина учащихся на одном ряду получает текстовый вариант задач, вторая половина – вариант краткой записи (в случайном порядке; количество задач равно половине количества учащихся в ряду). По условиям задания необходимо объединиться в пары, и только после этого решать задачу.

Готовность спрашивать, умение вступать в диалог; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме

«Найди свою пару».

В нашем классе 1 ряд по 3 парты и один ряд, в котором 4 парты. Учащиеся в каждом ряду получают в случайном порядке либо текстовую задачу, либо краткую запись к одной из задач (из расчета 3 или 4 задач на ряд). Задачи не сложные, так как смысл задания не в том, чтобы научить детей решать определенный тип текстовых задач, это они уже умеют, а в том, чтобы научить их продуктивно взаимодействовать друг с другом при решении определенной проблемы. Например: ученик, сидящий за первой партой, получает текстовую задачу:

«В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой и 3 коробки печенья по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?» У учащегося, сидящего, допустим, за четвертой партой в этом же ряду, есть краткая запись этой же задачи.

Другие учащиеся, аналогично, имеют либо текст задачи, либо краткую запись к ней. Задачи различаются по условиям так, чтобы детям было довольно просто найти свою пару. По сигналу педагога (звон колокольчика) дети с текстом задачи перемещаются по своему ряду в поисках краткой записи своей задачи. Найдя пару, садятся вместе и сообща решают задачу.

Составление плана решения задачи.

Каждая пара учащихся получает текст задачи, которая должна решаться в три действия (задачи одинаковые для всех пар учащихся в классе). Например:

«Для уроков труда купили 6 наборов красной бумаги, по 9 листов в каждом, и 5 наборов зелёной бумаги, по 7 листов в каждом. На сколько больше купили листов красной бумаги, чем зелёной?»

Не решая задачи, каждая пара составляет план ее решения и обменивается им с соседней парой, сидящей позади. Получив план соседней пары, сравнивает его со своим. Далее проводится совместное обсуждение двух составленных планов, исправляются ошибки, если они допущены, составляется общий на две пары план. Работа выполняется в условиях ограничения времени (10 мин), по сигналу педагога (звон колокольчика) пары должны закончить обсуждение и представить свой план педагогу. Далее – переход к фронтальному обсуждению плана решения такого типа задач (разбор типичных ошибок при составлении плана решения задач в три действия).

Данное задание является подготовительным к последующей работе в малых группах (по 4-5 человек).

Получите задачу. В паре составьте план ее решения. Поменяйтесь планами с парой, сидящей позади. Решите задачу по плану, составленному другой парой. Обсудите составленные планы двумя парами

Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; готовность интересоваться чужим мнением и высказывать свое; умение вступать в диалог.



Заполнение таблиц.

Такое задание проводилось после изучения темы «Периметр прямоугольника. Площадь прямоугольника» на уроке-повторении изученной темы. Каждая пара учащихся получает таблицу, которую должна полностью заполнить, например: Получите таблицу****. Заполните (по возможности) пустые ячейки. Найдите на своем ряду пару со своей таблицей. Объедините имеющуюся информацию, заполните всю таблицу

Длина

10 м

15 м

15 м

20 м

20 м

Ширина

10 м

10 м

25 м

15 м

20 м

S

100 м2

150 м2

375 м2

300 м2

400 м2

P

40 м

50 м

80 м

70 м

80 м



Но в таблице у каждой пары есть пропуски (недостающая информация).

Пара сначала заполняет все ячейки, которые могут быть заполнены, потом ищет на своем ряду парную таблицу. Сообща заполняют всю таблицу целиком. Каждому ряду выдается 4 пары таблиц с разными числовыми данными. Такое задание невозможно полностью выполнить индивидуально или в паре, не обменявшись имеющейся информацией с другими парами.

«Числовые закономерности».

Группа получает «числовое колесо», в котором, наряду с заполненными секторами есть и пустые.

Задача группы: за отведенное время (5 мин) определить закономерность и заполнить пустые секторы. Каждая группа получает свое «колесо», закономерности разные для разных групп. Задание учит умению выслушивать чужую точку зрения и не бояться высказывать свою, эффективно работать в группе.

Групповой проект «Великие математики»

имеет целью расширить кругозор детей, пробудить в них интерес к историческим личностям в математике, научить готовить групповую презентацию. Каждая группа выбрала своего героя и представила остальным группам его жизненный путь и математические открытия. При подготовке проекта учащимся пришлось обращаться к различным информационным источникам, тесно сотрудничать друг с другом и с педагогом, так как каждая группа хотела подготовить яркий и интересный проект.

Важной особенностью младших школьников, которая позволяет эффективно решать проблему формирования коммуникативных способностей, является то, что дети в этом возрасте не утратили интереса к игровой деятельности, следовательно, можно с успехом использовать дидактические игры для отработки коммуникативных умений и социального поведения. Можно с уверенностью констатировать, что если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута благодаря гибкости общения и коммуникации.

Можно отметить следующие игры, направленные на учет позиции собеседника: «Математическая эстафета», «Лучший космонавт», «Стрельба по мишеням», «Часы». Игры «Цифровая акробатика», «Веселый счет» «Посчитай», «Развиваем наблюдательность».

Они направлены на развитие коммуникативных действий, направленных на кооперацию и сотрудничество. Коммуникативно-речевые действия развивают игры «Молчанка», «Придумай слова», «Наборщик».

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн - ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и др.) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

г) добровольное желание расширять свои возможности;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.

Одним из эффективных средств включения детей в коммуникативную деятельность являются нестандартные задачи, так как это такие задачи, способ решения которых не известен детям, т. е. учащиеся не вооружены общими правилами и положениями, определяющими точную программу их действий по решению задачи. Конечно, сами по себе задачи не развивают коммуникативных умений, они являются лишь хорошим материалом для включения детей в исследовательскую и коммуникативную деятельность. Нестандартные задачи можно использовать из тетрадей на печатной основе «Учимся решать логические задачи» для 1-4 классов (авторы Н.Б.Истомина, Н.Б. Тихонова), так же я использую тетради Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика)- автор О.А. Холодова. После решения задач следует обязательная проверка с обсуждением различных способов решения, исправления допущенных ошибок, самооценка.


Отзыв на работу товарища.

Можно использовать при итоговой оценке работы пары или группы, при проверке теоретического материала и оценке ответа одного ученика другим.

«Давайте говорить друг другу комплименты» – оценивая работу одноклассника или группы найти в ней как можно больше положительного.

На этапе рефлексии можно использовать следующие приемы.

«Телеграмма».

Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать,  о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может  написать пожелание себе. Можно написать телеграмму учителю: с просьбой, пожеланиями, вопросами.

«Незаконченные предложения».

Сегодня на уроке…

На уроке мне …

У меня получилось …

Хочется пожелать, чтобы…

При систематическом выполнении заданий такого типа у учащихся формируется устная и письменная речь. Использование на уроках математики игровых и групповых технологий обучения способствует формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у школьников.


Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий –решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, —словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» . По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.





Литература:

1.Развитие коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе решения нестандартных задач [Текст] / К. С. Андрияшкина, А. С. Гарькина, А. Е. Хлебникова // Вестник Пензенского государственного университета.- 2015.- № 3.- С. 13–18.

2. Развитие универсальных учебных действий у детей младших школьников в процессе решения логических задач/ Н.Б. Истомина, Н.Б.Тихонова // Начальная школа.-2011- №6.- с.30-35

2. Методика обучения математики в начальной школе [Текст]: курс лекций / А. В. Белошистая.- М.: Просвещение, 2011.- 210 с.

3. Формирование коммуникативных умений в начальной школе [Текст] / И. Е. Васильева // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 4.- С. 19–23



17