СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстом.Методическая разработка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстомФормирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстом.Методическая разработка.»











Формирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстом







Методическая разработка



Махотлова Беслана Замировича,

учителя кабардинского языка

и литературы

МКОУ «Гимназия №1» г.о.Нальчик



























ВВЕДЕНИЕ

В последние годы учителя нередко сталкиваются с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Учащиеся часто не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Такие ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Большие трудности у многих детей вызывают пунктуационная и орфографическая грамотность. К сожалению, многие не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить. У некоторых учеников современной школы наблюдается отсутствие необходимого интереса к родной речи. Казалось бы, родной (кабардинский) язык — это тот привлекательный материал, который способствует созданию речевой среды на уроке, может воодушевить ребёнка и раскрыть его для общения. Но практика показывает, что уроки кабардинского языка не относятся к числу любимых и вызывают затруднения учащихся. Нельзя ни отменить, ни игнорировать телевизоры, телефоны, компьютеры – они избавляют растущее поколение от необходимости писать письма, читать книги.

В настоящее время перед учителем кабардинского языка стоят наболевшие вопросы: как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей.

Коммуникативная компетентность (осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через родной язык.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

-овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста);

-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

-овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; овладение орфографией и пунктуацией.

Актуальность опыта.

В современном образовании в целом и в преподавании кабардинского языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Поэтому обучение устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: и в средствах массовой информации, и в художественной литературе, и в публицистике, и в повседневном общении.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков кабардинского языка.

Концепция модернизации российского образования подчёркивает: «Чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях, необходимо прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию».

Разработанные единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вполне своевременно вводят понятие коммуникативной компетенции, для формирования которой необходимо создавать на уроках кабардинского языка культурную речевую среду. Научить школьников пользоваться родным (кабардинским) языком как средст­вом общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке дают возможность уроки, где как высшая единица обуче­ния выступает текст. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных связей. В стандарты второго поколения органически вводится углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития коммуникативной компетенции.


Таким образом, актуальность темы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках кабардинского языка на примере работы с текстом» диктуется временем.

Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит. Сегодня окружающая речевая среда, окружающая ребенка, не всегда приобщает к культуре..

Формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, способность передавать её в соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках работы с текстом. Анализ языковых явлений, идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над функцией слова позволяют развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

При решении этой задачи возникает потребность в системно-функциональном подходе к обучению кабардинскому языку. И именно комплексная, многосторонняя и многоуровневая работа с текстом позволяет реализовать эту потребность. Такая работа требует не только нового подхода к уже имеющимся школьным учебникам и пособиям, но и создания новых методических и дидактических материалов, а также разработки и внедрения новых технологий в учебный процесс. Текст - это не только дидактический материал для закрепления материала, но и новый материал, услышанный из уст учителя или прочитанный в учебнике, словаре, и высказывание учащегося о тексте (в устной или письменной форме) и т.д. Развить связную речь учащихся - это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться.

При каких же условиях текст может стать основой создания естественной развивающей среды? Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке кабардинского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно это приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Этому способствуют такие виды уроков, как уроки-исследо­вания, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, включаю­щие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, и справочного материала. Реализация данного принципа требует и совершенно новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется такая организационная форма, как урок-коммуникация, включаемый в процесс школьного обучения не вместо традиционных уроков кабардинского языка и литературы, а вместе с ними. Содержанием таких уроков становится анализ языка текста. Подобные уроки создают условия для проявления инди­видуальных читательских, исследова­тельских и творческих способностей, удовлетворения современных образовательных по­требностей и интересов школьников.

Работа с текстом потребовала и изменения структуры урока. В практи­ке работы такой урок состоит из следующих этапов:

- целеполагание, когда ученики обсуж­дают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

- планирование; школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; опре­деляют потребность в справочной литера­туре и словарях; вырабатывают план действий;

- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

- полилог (дискуссия, устные отчеты о проде­ланной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся об­суждают, анализируют, добавляют, кор­ректируют свои наблюдения;

- итоговая творческая работа. Здесь происходит обобщение материалов в уст­ной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения соб­ственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценивает не только результат, но и процесс работы.

Таким образом, текстоориентированный подход в современной методике преподавания кабардинского языка является приоритетным, что связано прежде всего с коммуникативной направленностью обучения. Текст выполняет особую, только ему присущую функцию: обеспечение формирования компетентной языковой личности.

Многие ученые согласны с тем, что определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт - текст или высказывание (в устной и письменной формах).

В понятие «коммуникативная компетенция» учеников включены следующие существенные показатели:

1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т. п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т. п.) умениями;

4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (и вербальную, и невербальную) речевого поведения.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках кабардинского языка

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;

  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.


Главной задачей считаем формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Большинство научно-практических трудов свидетельствуют о том, что коммуникативную компетентность ученика удобнее всего рассматривать по продукту его учебной деятельности - по письменным текстам, созданным самостоятельно. В то же время коммуникативная компетентность ученика выступает как состоявшееся личностное качество, несущее определенную смысловую нагрузку характеристики субъекта. Поэтому в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых. Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи. В методической литературе указывается более 20 приёмов работы с текстами.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- различные виды диктантов и изложений;

- редактирование текста;

- тематические (речевые) уроки;

- мини-изложение и мини-сочинение;

- сравнение 2-х текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- коммуникативные и игровые ситуации и пр.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий (лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - коммуникация, семинар, деловая игра и др.), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. И здесь мы обращаемся к герменевтике, науке, которая занимается пониманием содержания текста, толкованием возникающих смыслов. Если с лингвистическим анализом текста учителя знакомы, то филологическая герменевтика - пока мало изученная дисциплина, о которой известно только то, что она занимается толкованием текстов с целью углубления их понимания. «Герменевтика помогает учителю организовывать более продуктивную работу с текстом: она описывает содержание и формы, интерпретации как основные средства понимания произведения».

Герменевтический подход позволяет решать проблемы понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает процессы понимания текста, описывает эффективные методы, приёмы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке. Текст включает существующие языковые единицы, изучение которых и является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы.

Задача учителя-словесника - научить ребят мыслить и излагать свои мысли грамотно и осознанно, ясно, благозвучно и логично, свободно и непринуждённо, эмоционально и живо. В этом и заключается коммуникативная компетенция или, иначе говоря, речевое умение. Именно в тексте происходит реализация всех языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для обучения высказыванию. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные оттенки. Текст - это язык в действии. «Язык в действии - это совокупность всех человеческих способностей... Способность объясняться, способность продуцировать тексты, способность извлекать лежащий на основе текстов коммуникативный план, способность осуществлять коммуникацию....И это далеко не все».



Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции

Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения.

При подходе к тексту как к средству формирования коммуникативной компетенции особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения.

Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому.

Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру. Наблюдения в процессе анализа текста над обусловленностью значения слова, его связями с другими словами, над взаимодействием слова и контекста содействуют воспитанию чувства языка, языкового чутья, которое проявляется «в умении создавать новые контексты, тонко понимая их смысл».

Важным критерием при отборе текстов для уроков кабардинского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

В процессе работы с текстами ученики узнают особенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно - популярного, официально - делового, публицистического, художественного).

Таким образом, целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы - это те условия, которые обеспечивают речевое развитие учащихся, в основе которого - совершенствование, развитие чувства языка.


Урок-коммуникация - новый тип урока


Рассмотрим более подробно некоторые приёмы работы с текстом. Формировать речевую (коммуникативную) компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока - урок-коммуникацию, позволяющий учителям поддерживать мотивацию к изучению языковых средств.

Поскольку в основу предлагаемой здесь методики положен герменевтический подход к обучению кабардинскому языку и литературе, ведущим методом является интерпретация текста, а приемами - виды языкового разбора. Интерпретация текста - это высказывание участниками урока-коммуникации своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла.

Интерпретация - толкование слов (морфем), словосочетаний, предложений - как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что, во-первых, порождает естественную речевую среду, без которой невозможно мотивированное обучение языку и речи. Во-вторых, неожиданным образом создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках родного языка.

Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или другая единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это подход, который характеризуется необходимостью понять: какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста и что делают ее составные части (части этой единицы: морфемы - для слова; слова и словосочетания - для предложения; предложения и их строение - для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.

Таким образом, организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтения произведений с элементами герменевтического анализа (урок-коммуникация) помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции.

Лингвистический анализ текста как совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.

     Главная задача лингвистического анализа художественного текста - раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора. Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:

1) объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск;

2) привить детям интерес к этому виду работы и сформировать навыки вдумчивого чтения;

3) в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам  Л.В. Щербы, цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка. К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ .

Учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать.

Уже в 5 классе необходимо начинать выработку умений и навыков лингвистического анализа. К примеру, дать задание раскрасить текст (вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать вывод об их роли). Ребята успешно делают это, добавив эпитеты, метафоры и сравнения. Эффективны уроки редактирования текстов.

Таким образом, через использование лингвистического анализа текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Художественные тексты, которые используются на уроках кабардинского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Лингвистический анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности.  


Комплексный анализ текста как мощный стимул речевого развития ученика

Комплексный анализ текста - удобная, экономная форма проверки знаний и умений обучающихся, которая даёт возможность на уроке обеспечить взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации межпредметных связей. Нужно отметить, что единого подхода к комплексному анализу текста нет.

Частичный анализ характеризует текст с какой-то одной стороны: со стороны темы и основной мысли, стиля, типа речи, способов и средств связи. Предлагая, к примеру, ученикам упражнение на определение стиля текста, уместно, особенно в начале работы, давать для наблюдения тематически однородные, но контрастные по стилю тексты.

 Полный стилистический анализ текста проводится по такому плану:

1.Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован этот текст.

2.Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте.

3.Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

4.Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

Полезно также предлагать ученикам задания самостоятельно подбирать небольшие тексты на одну тему, того или иного стиля, типа речи. 

Комплексный анализ текста предполагает:

  • определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.;

  • обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов;

  • выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов;

  • лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо реализовать следующие условия:

  • Творческий подход в работе с текстом

  • Целенаправленный отбор текстов

  • Включение каждого урока в систему работы

  • Продуманная система заданий

  • Исследовательский характер работы

Существуют различные типы заданий к текстам:


Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.


Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по следующему плану (и памятка «План анализа текста» и текст должны быть обязательно у каждого ученика как дома, так и во время классной работы).

В 5-6 классах желательнее проводить частичный анализ текстов, так как учащиеся только начинают овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в этом виде работы. В 7-9 классах задания подбираются в соответствии с приобретаемыми знаниями. В 10-11 классах - это глубокая работа, требующая высокой подготовленности учащихся. К ним желательно прилагать разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Это позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов, развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность.

Полезно предлагать учащимся несколько вариантов с текстами и заданиями. Дети определяют, какой текст им интереснее, формируют пары, группы (кто-то решает работать индивидуально); отбирают необходимую справочную литературу, словари.

Особенно значимыми в обучении являются специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ текстов. Такие уроки особенно органичны при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела).

Таким образом, система упражнений по комплексному анализу текста помогает ученикам заниматься кабардинским языком продуктивно. Главный результат выполнения упражнений - это умение учащимися самостоятельно осуществлять:

- понимание замысла текста, близкое авторской идее;

- объяснение приёмов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;

- объяснение влияния грамматических и стилистических средств выразительности для раскрытия содержания текста;

- сочинение собственных текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Диктанты с изменением текста как стимул коммуникативно-познавательной деятельности

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Свободный диктант

Свободный диктант - это упражнение, при выполнении которого содержание читаемого текста записывается не дословно, а относительно свободно, на память. Учащимся разрешается в ходе диктанта какие-то детали опускать, заменять слова, перестраивать предложения. Свободный диктант - переходная ступень от собственно диктанта к изложению. Основное назначение свободного диктанта - закрепление навыков правописания и развития речи школьников. После предварительной работы проводится запись текста свободного диктанта по традиционной методике: текст читается по частям, прочитанная часть воспроизводится учащимися по памяти.

Свободный диктант по репродукции картины

Свободный диктант по репродукции картины (или художественной фотографии) является хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины необходимо обращать внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагать найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна. В результате ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. При отборе картины учитываются возрастные особенности учащихся. Так, пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 6 классе используются разнообразные по жанрам репродукции (бытовые, пейзажи, натюрморты, портрет). Можно на основе единого текста провести свободный диктант по нескольким картинам одного автора, объединённым общностью темы. В 7 классе используются картины всех жанров. В работе над свободным диктантом можно выделить следующие этапы:

1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания текста и картины).

2.Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины, творческий замысел мастера).

3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.

4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.

5. Чтение текста свободного диктанта.

6. Анализ содержания картины и текста.

7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.

8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

10. Чтение и запись диктанта по абзацам.

Для свободного диктанта лучше использовать искусствоведческие тексты, поскольку они несут всю информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах выражения замысла художника). Их авторами могут быть как сами художники, так и искусствоведы . Можно использовать отрывки из художественных произведений, если они соответствуют содержанию картины или затрагивают отдельные её микротемы.

Таким образом, свободный диктант по картине обогащает и углубляет знания учащихся об окружающем мире, развивает их речь, воспитывает эстетический вкус.

Творческие диктанты

Творческий диктант рассматривается как разновидность диктанта, при написании которого ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой, исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет ученика взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в различных языковых ситуациях. Можно использовать в своей работе творческие диктанты разных видов, остановимся на самых эффективных для формирования коммуникативной компетенции:

Творческий диктант со вставкой слов.

Этот вид творческого диктанта преследует две цели: научить пользоваться определёнными группами слов или конструкций (вставить в текст слова или словосочетания, опираясь на смысл фразы, контекста); выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученик действует самостоятельно; научить точно и ярко описывать предметы или действия с помощью вводимых слов и словосочетаний; ученик должен проникнуться замыслом текста, хотя при его восприятии у учащихся могут возникать различные ассоциации; поэтому тема должна быть сформулирована очень точно и конкретно. Текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, должен быть связным. Он читается с пропуском слов; затем формулируется задача: записать, вставляя определённую группу слов в соответствии с общим замыслом текста. Такой диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер.
Для лучшего запоминания содержания диктанта используется картина, особенно при работе над описанием. Перед написанием работы детям рассказать о художнике, показать на картине предметы, описываемые в тексте. Затем перед учащимися ставится задача: сделать описание наиболее полным, ярким, вставив в текст определенные слова. Этот вид диктанта развивает речь учащихся, воспитывает внимание к слову и готовит к сочинению по картине. Данную работу ученики часто получают как домашнюю: дать более полное описание картины устно или письменно, или написать сочинение на близкую тему, или подготовиться к сочинению.

Творческий диктант с заменами.

При написании диктантов данного вида учащиеся должны произвести замeнy одной грамматической формы или категории другой. Текст читается полностью, чтобы ученики могли уяснить его содержание, затем по предложениям. Ученики находят то, что нужно заменить, образуют требуемую форму или конструкцию и выполняют задачи правописания (в тексте даются трудные с точки зрения слова). Эффективность такой работы определяется тем, что в процессе написания учащиеся решают сразу несколько задач: они учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), практически знакомятся с грамматическими синонимами, закрепляют орфографические навыки. Школьники должны обратить внимание на оттенки значений, связанных с употреблением того или иного грамматического синонима. Это позволяет предупредить монотонное использование в речи одних и тех же форм и конструкций. В соответствии с целями проведения выделяются обучающий и контрольный творческий диктанты. Диктанты с разбором написанного имеют обучающий характер, хотя в них тоже есть элементы контроля. По времени предупреждения ошибок творческий диктант может быть предупредительным, объяснительным, комментированным. При этом его восприятие учащимися может осуществляться как на слух, так и зрительно.

Предупредительный творческий диктант.

После первого чтения текста ученикам предлагается ответить на вопросы по содержанию, а затем, перед записью текста, проводится работа по предупреждению ошибок. Коллективно выделяются из текста незнакомые и трудные слова, записываются на доске. Объясняют написание ученики, а учитель помогает им лишь в том случае, если они не могут найти правильного ответа. Интерес учеников к выяснению трудных случаев правописания развивает внимание к написанию слов, вырабатывает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля. При написании творческого диктанта учитывается подготовленность учеников к изложению текста и этап работы над тем или иным орфографическим материалом. Поэтому предупредительный диктант помогает ученикам в формировании правописных и речевых навыков. Наши видные методисты всегда считали лучшим упражнением разные виды предупредительных диктантов, потому что орфографический разбор помогает запомнить правописание слов, содержащих орфограммы, воспитывает орфографическую зоркость, приучает детей вдумываться в текст. Очень важно предупредить ошибки на этапе первичного применения знаний, чтобы не допустить закрепления ошибочных написаний в памяти учащихся. Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут трудные слова без ошибок, поэтому после написания текста проверка не производится.

Творческий диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, он как бы заполняет пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ. Данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы.

Подбор нескучных - познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических - текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес, создаёт на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже - и только с определённой обучающей задачей - художественные.

Формирование коммуникативной компетенции создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки. Использование текста при изучении кабардинского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.


В практической деятельности учителя всегда важное место принадлежало проблеме контроля, оценке и учета достижений учащихся. Процесс оценивания сопровождается конкретным разбором положительных и отрицательных сторон и недостатков в знаниях, умениях учащихся. Разработка количественных и качественных критериев оценки развития коммуникативной компетенции учащихся является важной и трудной педагогической проблемой. Мы считаем, что система оценивания работы с текстом является самой оптимальной для учета достижения коммуникативной компетенции учащихся. Критериями оценивания коммуникативной компетенции в данном проекте является следующая система оценивания.

1. Понимание исходного текста.

Важнейшее условие успешного выполнения задания - понимание исходного текста. Ученик должен показать умение адекватно воспринять тему, проблематику текста (о чем говорится, какие вопросы ставятся) и изложить позицию автора (объяснить его замысел, раскрыть его отношение к рассказанному, сформулировать основную мысль текста).

2.Языковый анализ исходного текста.

Языковый анализ текста предполагает выявление языковых средств, позволивших автору исходного текста выполнить стоявшую перед ним коммуникативную задачу:

- в рамках выбранного стиля речи адекватно передать содержание высказывания, выразить авторскую позицию.

- назвать наиболее выразительные средства языка из числа тех, которые используются в этом тексте.

- объяснить их роль.

- привести примеры из анализируемого текста.

3. Отражение позиции ученика.

Учащийся может согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае он должен привести обоснование своей позиции. Высказанное учащимся мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста.

4 Смысловая цельность и композиционная стройность.

Ключевым понятием при оценке по этому критерию является смысловая цельность, и положительный балл выставляется при условии, если вся работа подчинена коммуникативному замыслу учащегося или этот замысел просматривается. На степень проявления смысловой цельности влияют такие характеристики, как связность, логика развития замысла, законченность.

5. Точность, богатство и выразительность речи.

Учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как богатство, точность, выразительность. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря и развитой грамматический строй - уместное использование в речи слов, их форм и разнообразных синтаксических конструкций. Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов, самый нужный для данной ситуации, учитывая оттенки значения, которыми различаются слова. Точность словоупотребления - самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является чистота речи, ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения.

6 Грамотность.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов. Следует различать грамматические (языковые) ошибки и речевые недочеты. Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы. Речевые недочеты - это ошибки не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в использовании слова. Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений.

Определение уровня коммуникативной компетенции учащихся осуществляется по результатам стартового, промежуточного, итогового контроля:

-Стартовый (входной) контроль, проводимый в ходе первого занятия в форме анализа текста, помогает выявить степень знаний учащихся в умении работать с текстом, обладания необходимым уровнем развития речевой деятельности, определить уровень словарного запаса и грамматического строя русского языка;

-Целью промежуточного контроля является отслеживание динамики обученности учащихся, корректировка деятельности учителя и учеников;

-Целью итогового контроля является определение уровня сформулированности коммуникативной компетенции учащихся, отслеживание динамики их обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся, выявление недостатков в работе, планирование контроля на следующий год.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Формирование коммуникативной компетенции - дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность. Мыслить, рассуждать, анализировать, творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить.

Анализ текста - это лишь один из приёмов создания на уроке развивающей речевой среды. Проводимый регулярно, систематически, он имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения.

Текстоориентированный подход в современной методике преподавания кабардинского языка является приоритетным, что связано прежде всего с коммуникативной направленностью обучения. Текст должен использоваться не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации. Работа с текстом должна стать основой филологической деятельности в школе на всех видах уроков (на уроках кабардинского языка и литературы, от вводных до контрольных, от традиционных до элективных). В ходе работы с текстом реализуются межуровневые и внутрипредметные, а также межпредметные связи. Все это позволяет эффективно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых особенно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.

Таким образом, результат внедрения коммуникативной технологии - это:

- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия  на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации; -преодоление страха публичного выступления; - свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения; - расширение словарного запаса; - получение и применение новой информации в области коммуникаций.



































37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!