СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций с применением технологии критического мышления на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается внедрение одной из инновационных технологий в процесс обучения, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.  Делается акцент на методы, которые необходимо использовать на разных стадиях обучения, а также приводятся примеры применения данных методов на уроках английского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций с применением технологии критического мышления на уроках английского языка.»

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления


Лилия Васильевна Драганова,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №1 им.С.Т.Шацкого»


Краткая аннотация работы

В данной работе рассматривается внедрение одной из инновационных технологий в процесс обучения, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Анализируются основные подходы к термину «критическое мышление». Делается акцент на методы, которые необходимо использовать на разных стадиях обучения, а также приводится примеры применения данных методов на уроках английского языка. Особое внимание уделяется структуре урока и приемам данной технологии. Также выделяются преимущества применения технологии развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка.


Приоритетной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе всегда являлось формирование коммуникативной компетенции учащихся. В процессе коммуникации ребенок усваивает и перерабатывает информацию. Успешность коммуникации зависит от того, насколько ребенок может организовать свое речевое поведение в зависимости от задач общения. В связи с этим многие психологи и педагоги утверждают, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если ребенок обладает критическим мышлением.

Что же означает «критическое мышление»? Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение этого термина. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

В моем понимании критическое мышление не означает негативность суждений или критику, а предполагает рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить основные суждения и решения, и, невзирая на авторитеты, умение выработать свое мнение в контексте учебной программы. И развивать эти умения надо с самой начальной ступени обучения иностранному языку, приучая учащихся мыслить логично, формировать свою точку зрения и отстаивать её уже на уроках в начальной школе.

Основными этапами (фазами) урока с использованием данной методики являются вызов, осмысление и рефлексия. Каждая фаза критического мышления имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

1. Стадия вызова (evocation)- актуализация и обобщение имеющихся у учеников знаний по данной теме или проблеме, пробуждение интереса к получению новой информации. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями. Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.

2.Стадия осмысления (realization) – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Учащиеся работают самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то они могут обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где ученики получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

3.Стадия размышления (reflection) - осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. На этом этапе должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия (синквейна), кластера, дискуссионной карты, авторского стула.

Приемы и стратегии развития критического мышления

Чтобы развивать критическое мышление у учащихся я применяю на своих уроках следующие приемы и стратегии.

Прием «Кластер» является как ведущим приемом на стадии вызова, и рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности. По кластеру легко составить небольшой рассказ. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы (рис.1)

Прием «Концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса (рис.2).



Рис.1 -кластер на тему Рис.2 –прием «Концептуальное колесо»

«Английский язык в нашей жизни»


Приём «ФИШБОУН» - это графическая техника представления информации, которая позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. Этим универсальным приёмом можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений (рис.3).

Этим универсальным приёмом можно пользоваться на уроках любого типа.


Рис.3 –схема «ФИШБОУН»


Эффективен для развития коммуникативной компетенции и прием «Таблица вопросов и ответов». Одна из двух колонок заполняется учителем, а другую учащиеся должны заполнить после чтения текста. После заполнения таблицы, учащиеся составляют диалог, используя таблицу, как схему .


Where……?

The Town Mouse lives in the house.

What……?

She likes to play computer games.

When……?

In the morning she listens to music.

Who….?

The Country Mouse comes to visit her.


Прием «ПИРАМИДА.» Выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке – одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой учащиеся смогут рассказать основное содержание текста.

Ann

a girl, seven

has got parents

lives in a town, Russia

can skate, skip, play tennis.

Прием «Синквейн» – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

Синквейн пишется по определенным правилам:

1строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка – три слова (глаголы или причастия прошедшего времени), описывающие характерные действия, объекта.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, обобщающие или расширяющие смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, повторяющая суть темы.

Примеры синквейнов:

Natural disasters Writers

Earthquake Oscar Wilde

Violent, destructive Talented, famous

Damage, destroy, break Wrote, created, put

It may be awful Had a sense of humour

Disaster Genious

Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or not stated» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. КИМы по иностранному языку содержат задания такого типа.

Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и обучающихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение, позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ и ГИА по английскому языку. Работая по технологии «Критическое мышление», обучающийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.

Методика «Шесть шляп мышления» ( six Thinking Hats)

Вот уже на протяжении нескольких лет мне нравится применять на моих уроках методику «Шесть шляп мышления», разработанную британским психологом Эдвардом де Боно. Данная технология развивает как у детей, так и у взрослых творческое и критическое мышление. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу

Стратегия «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа – беспристрастные факты, информация.

Желтая шляпа - положительные стороны.

Черная шляпа – минусы.

Красная шляпа — эмоции.

Зеленая шляпа - новые идеи.

Синяя шляпа - осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

Алгоритм работы с приемом представляет собой:

1.Постановка проблемной ситуации

2.Разделение учащихся на группы

3.Выбор шляпы учащимися группы

4.Работа учащихся по направлению, которую определяет цвет группы

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Данная технология обучает учащихся: мыслить логично; выражать свои мысли логично и связно; оценивать и запоминать факты; формировать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения; уважительно относится к мнению других. Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.


Список использованных источников и литературы

1.Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5-7.

2.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

4.Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

5.Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.8. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.



4