Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Модернизация системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Особенности развития коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Учащиеся с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции:
в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников;
в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм;
могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.
Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Учащиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:
творческое мышление;
культуру речевого действия;
культуру самонастройки на общение;
психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
культуру жестов и пластики движений,
культуру эмоций.
Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.
Для этого необходимы факторы:
создание ситуации успеха;
обеспечение атмосферы комфорта;
формирование адекватной гибкой самооценки;
развитие рефлексии;
повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Начиная работать с ребенком с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.
Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?
Решению этих задач способствовало:
знакомство детей друг с другом;
создание условий для раскрепощения;
их сближение и объединение;
осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
развитие коммуникативных навыков и умений;
снижение эмоционального напряжения.
Развитие коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.
Этика общения в формировании коммуникативной компетенции
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.
На занятиях безопасности в сети Интернет обращаю внимание детей на этику общения в глобальной сети, при изучении темы «Работа с электронной почтой» учу правильному оформлению текста письма педагогу.
Способы развития коммуникативной компетенции
Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции школьнику с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.
Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными.
В центре мы организуем для учащихся очные и дистанционные мероприятия.
Многие мероприятия и праздники уже стали традиционными, а учащиеся помогают подготовиться к ним - придумывают сценки и конкурсы. Выход за рамки привычного окружения у ребят с ОВЗ происходит на встречах со взрослыми инвалидами, ведущими активный образ жизни, встречах с волонтерами добровольческого движения из городского молодежного центра, коллективном посещении городской детской библиотеки. И однажды возникает момент, когда проявляет себя ребенок, который всегда отмалчивался, просто слушал, а в данный момент решил высказаться, согласился на роль, даже просто улыбнулся.
Умение улаживать конфликты
Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для решения спорных вопросов необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.
С нашими учащимися проводим Уроки доброты, говорим о толерантности. Рассматриваем задачи-ситуации, где ребята должны высказать свою точку зрения, как бы они поступили в данной ситуации. Выслушиваем всех желающих. Если происходит спорная, конфликтная ситуация, разбираем ее – как можно было поступить?
Обязательно в конце каждого мероприятия проводим рефлексию.
Результаты работы показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Список используемой литературы
Брынских Елена Васильевна Развитие коммуникативной компетенции в работе с детьми с ОВЗ http://u.to/tke_EQ
Ерёмина И. И. Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ http://u.to/eEe_EQ
Колотилова Т.В. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования http://u.to/WUm_EQ
Кузнецова Т.В. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра (со стр.233) http://u.to/40e_EQ
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение http://u.to/K0i_EQ
Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27–28 ноября 2014 года) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. http://u.to/40e_EQ
Никитина Т. Коммуникативная компетенция и ее формирование http://u.to/BEm_EQ
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. Словари и энциклопедии на Академике http://u.to/Jkm_EQ