ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Каирбекова Наргиз Маратовна
Магистрант образовательной программы 7М01303»Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Формирующий этап состоял из разработки и реализации программы занятий с элементами сюжетно-ролевых игр, групповых бесед, релаксационных упражнений направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников. В рамках организации формирующего этапа была составлена картотека сюжетно-ролевых игр, содержание которых направлено на формирование коммуникативных способностей младших школьников.
В специально организованной группе младший школьник чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять окружающим.
В группе постоянно действует обратная связь, что позволяет учащимся узнать мнение других о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают окружающие, вступающие с ним в контакт. Обратная связь является достаточным условием прогресса при формировании и совершенствовании коммуникативных способностей.
Для данных занятий особенно важно то, что каждый член группы имел возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать, и отрабатывать совершенно иные, ранее не свойственные ему коммуникативные способности и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.
Задача группы – помочь участникам осознать свою индивидуальность, основные способы общения с разными людьми. В этом и заключается гуманистическая идея занятий – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему полноценно жить и эффективно общаться с окружающими людьми.
Игры, подобранные нами для формирования коммуникативных способностей младших школьников и были взяты из работ А.Н. Кугача [1], А.С. Прутченкова [69], Г.В. Ванаковой [3].
Цель занятий – формирование коммуникативных способностей младших школьников.
Задачи :
–расширение практических знаний о принципах эффективной коммуникации;
–развитие способности анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
–формирование способности выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать их партнёру;
–формирование способности договариваться, находить общее решение;
–способности аргументировать свои предложения, убеждать и уступать;
–формирование навыков налаживания эмоционально положительного контакта, доверительных отношений в процессе общения;
–овладение навыками эффективного слушания;
–развитие уверенности в себе;
–отработка навыков взаимоконтроля в общении.
Количество занятий: 10 занятий
Периодичность: 1 – 2 раза в неделю.
Длительность: 45 минут
Количество участников: 24 человека.
Возраст: 9-10 лет.
Формы организации деятельности: работа в группе, в подгруппе, работа в паре, индивидуальная работа.
Методы: групповая дискуссия, беседа, игра.
При работе над данной программой мы руководствовались следующими принципами:
Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.
Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.
Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.
Таблица 1.-Содержание программы, направленной на формирование коммуникативных способностей младших школьников
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
1. | «Знакомство» | Ознакомление с правилами и принципами занятий, знакомство с участниками. | Ритуал приветствия Знакомство. Упражнение «Имя» Принятие правил Упражнение «Интервью» Дискуссия Рефлексия Ритуал прощания |
2. | «Я и собеседник» | Установление контакта с собеседником, партнёром по общению. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Глухой телефон» Упражнение «Улыбка» Упражнение «Комплимент» Игра «Без слов» Рефлексия Ритуал прощания |
3. | «Слушаю, говорю, показываю» | Формирование активного слушания. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Салат» Упражнение «Говорим и показываем» Упражнение «Слово» Игра «Слушай внимательно» Рефлексия Ритуал прощания |
4. | «Информация» | Развитие способности перерабатывать информацию. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Почтальон» Упражнение«Загаданноедействие» Упражнение «Магазин игрушек» Игра «Не бывает…» Рефлексия Ритуал прощания |
5. | «Правильные изложения» | Развитие способности самостоятельно выражать свои мысли, «конструировать» текст для другого. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Остановите музыку» Упражнение «Художник слова» Игра «Магазин» Игра «Телевидение» Рефлексия Ритуал прощания |
6. | «Понимание» | Развитие эмпатии, умение выражать поддержку и понимание другого. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Цветные ладони» Упражнение «Цвет настроения» Упражнение «Сижу на камушке» Игра «Эмоции героев» Рефлексия Ритуал прощания |
7. | «Умеем ли общаться | Изучение речевого этикета, осознание своих ошибок и коммуникативных барьеров в общении. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Непослушные шарики» Упражнение «Культурная беседа» Упражнение «Речевой этикет» Рефлексия Ритуал прощания |
8. | «Конфликтная ситуация» | Раскрытие конфликтного потенциала учащихся, развитие восприятия и понимания мнения и точек зрения окружающих. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Приём гостя» Упражнение «Мнения» Упражнение «Спроси» Рефлексия Ритуал прощания |
9. | «Коммуникация и сотрудничество» | Формирование способности активного слушания, способностей высказывать свою точку зрения, аргументировать, сотрудничать с другими | Ритуал приветствия Разогревающее упражнение «Молекула» Игра «Травинка» Упражнение «Общаемся и слушаем» Упражнение «Какой я» Упражнение «Пирамида» Рефлексия. Ритуал прощания |
10. | «Коммуникативные способности» | Развитие способности вступать в контакт, конструктивного реагирования на критику и провоцирующее поведение со стороны окружающих. | Ритуал приветствия Разогревающая игра «Импульс» Упражнение «Карусель» Упражнение «Дракон, Рыцарь, Принцесса» Упражнение «Круг» Упражнение «Горячий стул» Рефлексия Ритуал прощания |
Примечание: [разработано автором] |
Младший школьный возраст это тот период, когда ребенок становится учеником и это накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Теперь младший школьник занимает определённое положение в обществе, он занят важной и оцениваемой обществом работой, с началом учебной деятельности общение школьника становится более целенаправленным. Вместе с этим, у ребёнка происходят изменения в общении и взаимодействии с окружающими его людьми. Именно младший школьный возраст характеризуется активным овладением коммуникативных способностей. Коммуникативные способности – это совокупность освоенных личностью приемов, методов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.
Коммуникативные способности включают в себя различные составляющие, которые формируются у младших школьников. На данном возрастном этапе особо важно формирование способности аргументировать свои предложения, высказывания, дети должны уметь договариваться и находить общее решение со своим партнёром, в процессе организации и осуществления сотрудничества они должны уметь согласовывать усилия, должны уметь как убеждать так и уступать другим.
Слишком низкий уровень сформированности коммуникативных способностей мешает школьнику в его общественной жизни. Такой ребёнок не способен эффективно выстраивать своё общение и взаимодействие в целом, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Часто низкий уровень сформированности коммуникативных способностей младших школьников является причинами плохой адаптации и причинами конфликтных ситуаций.
При сформированности низкого уровня коммуникативных способностей младшие школьники сталкиваются с трудностями в общении. Они не способны в полной мере взаимодействовать с окружающими, коммуникативно не активны. Такие дети испытывают сложности при выполнении какой - либо совместной деятельности, они не способны в дальнейшем в полной мере приобретать навыки социального взаимодействия. Именно поэтому так важно вовремя заметить такие сложности, возникшие в младшем школьном возрасте, для их коррекции, а также формировать имеющиеся коммуникативные способности для большей результативности
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы:
1. Коммуникативные способности - это комплекс осознанных коммуникативных действий, которые позволяют использовать их знание для отражения и преобразования действительности. Уровень развития коммуникативных способностей младших школьников влияет как на результативность их обучения, так и на процесс их социализации и становление личности в целом. Важное положение в области коммуникации занимает процесс социального утверждения личности младшего школьника. Здесь выражается его самостоятельность, одобряется готовность стать взрослым, могут как допускаться, так и не допускаться какие- либо взгляды. Коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия младших школьников (на основе знаний структурных компонентов способностей и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
2. Формирование коммуникативных способностей младших школьников является непрерывным педагогическим процессом, для которого необходима обоюдная деятельность преподавателя и учащегося, где нужно приложить не мало усилий. Для преподавателя, который занимается формированием коммуникативной способностей младших школьников, задачей является установление дружеских связей между школьниками, формирование у них заинтересованности к окружающей действительности, создание дружественной обстановки, чувства уважения друг к другу, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для продуктивного формирования коммуникативных способностей нужно обращаться к эффективным способам.
После проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе качественно изменились уровневые характеристики сформированности составляющей коммуникативных способностей. Показатели уровней сформированности составляющей коммуникативных способностей младших школьников в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента изменились незначительно.
Сформировать коммуникативные способности – значит, научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Учащимся необходимо овладеть тремя группами коммуникативных способностей:
I группа - коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение анализировать высказывание.
II группа - восприятие (перцептивные): умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).
III группа - взаимодействие в процессе общения (интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.
Этапы формирования у учащихся коммуникативных способностей:
- раскрытие младшим школьникам значимости коммуникативных способностей в достижении успеха в общении; ознакомление учащихся с содержанием коммуникативных способностей, накопление знаний о них; создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно-предметного взаимодействия учащихся и учителя с целью овладения коммуникативным умением.
Литература:
Кугач А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников. – М.: Феникс, 2021. – 224 c.
Прутченков А.С. Формирование коммуникативных способностей. Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 2020. – 87 с.
Ванакова Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности // Педагогическая диагностика, 2019. - № 1.- С. 97-107.