СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующий этап состоял из разработки и реализации программы занятий с элементами сюжетно-ролевых игр, групповых бесед, релаксационных упражнений направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников. В рамках организации формирующего этапа была  составлена картотека сюжетно-ролевых  игр, содержание которых направлено на  формирование коммуникативных  способностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста средствами сюжетно-ролевой игры»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ


Каирбекова Наргиз Маратовна

Магистрант образовательной программы 7М01303»Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Формирующий этап состоял из разработки и реализации программы занятий с элементами сюжетно-ролевых игр, групповых бесед, релаксационных упражнений направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников. В рамках организации формирующего этапа была составлена картотека сюжетно-ролевых игр, содержание которых направлено на формирование коммуникативных способностей младших школьников.

В специально организованной группе младший школьник чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять окружающим.

В группе постоянно действует обратная связь, что позволяет учащимся узнать мнение других о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают окружающие, вступающие с ним в контакт. Обратная связь является достаточным условием прогресса при формировании и совершенствовании коммуникативных способностей.

Для данных занятий особенно важно то, что каждый член группы имел возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать, и отрабатывать совершенно иные, ранее не свойственные ему коммуникативные способности и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Задача группы – помочь участникам осознать свою индивидуальность, основные способы общения с разными людьми. В этом и заключается гуманистическая идея занятий – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему полноценно жить и эффективно общаться с окружающими людьми.

Игры, подобранные нами для формирования коммуникативных способностей младших школьников и были взяты из работ А.Н. Кугача [1], А.С. Прутченкова [69], Г.В. Ванаковой [3].

Цель занятий – формирование коммуникативных способностей младших школьников.

Задачи :

–расширение практических знаний о принципах эффективной коммуникации;

–развитие способности анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

–формирование способности выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать их партнёру;

–формирование способности договариваться, находить общее решение;

–способности аргументировать свои предложения, убеждать и уступать;

–формирование навыков налаживания эмоционально положительного контакта, доверительных отношений в процессе общения;

–овладение навыками эффективного слушания;

–развитие уверенности в себе;

–отработка навыков взаимоконтроля в общении.

Количество занятий: 10 занятий

Периодичность: 1 – 2 раза в неделю.

Длительность: 45 минут

Количество участников: 24 человека.

Возраст: 9-10 лет.

Формы организации деятельности: работа в группе, в подгруппе, работа в паре, индивидуальная работа.

Методы: групповая дискуссия, беседа, игра.

При работе над данной программой мы руководствовались следующими принципами:

Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.

Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.


Таблица 1.-Содержание программы, направленной на формирование коммуникативных способностей младших школьников


Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1.

«Знакомство»

Ознакомление с правилами и принципами занятий, знакомство с участниками.

  1. Ритуал приветствия

  2. Знакомство. Упражнение «Имя»

  3. Принятие правил

  4. Упражнение «Интервью»

  5. Дискуссия

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

2.

«Я и собеседник»


Установление контакта с собеседником, партнёром по общению.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Глухой телефон»

  3. Упражнение «Улыбка»

  4. Упражнение «Комплимент»

  5. Игра «Без слов»

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

3.

«Слушаю, говорю, показываю»

Формирование активного слушания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Салат»

  3. Упражнение «Говорим и показываем»

  4. Упражнение «Слово»

  5. Игра «Слушай внимательно»

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

4.

«Информация»

Развитие способности перерабатывать информацию.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Почтальон»

  3. Упражнение«Загаданноедействие»

  4. Упражнение «Магазин игрушек»

  5. Игра «Не бывает…»

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

5.

«Правильные изложения»

Развитие способности самостоятельно выражать свои мысли, «конструировать» текст для другого.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Остановите музыку»

  3. Упражнение «Художник слова»

  4. Игра «Магазин»

  5. Игра «Телевидение»

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

6.

«Понимание»


Развитие эмпатии, умение выражать поддержку и понимание другого.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Цветные ладони»

  3. Упражнение «Цвет настроения»

  4. Упражнение «Сижу на камушке»

  5. Игра «Эмоции героев»

  6. Рефлексия

  7. Ритуал прощания

7.

«Умеем ли общаться

Изучение речевого этикета, осознание своих ошибок и коммуникативных барьеров в общении.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Непослушные шарики»

  3. Упражнение «Культурная беседа»

  4. Упражнение «Речевой этикет»

  5. Рефлексия

  6. Ритуал прощания

8.

«Конфликтная ситуация»

Раскрытие конфликтного потенциала учащихся, развитие восприятия и понимания мнения и точек зрения окружающих.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Приём гостя»

  3. Упражнение «Мнения»

  4. Упражнение «Спроси»

  5. Рефлексия

  6. Ритуал прощания

9.

«Коммуникация и сотрудничество»

Формирование способности активного слушания, способностей высказывать свою точку зрения, аргументировать, сотрудничать с другими

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающее упражнение «Молекула»

  3. Игра «Травинка»

  4. Упражнение «Общаемся и слушаем»

  5. Упражнение «Какой я»

  6. Упражнение «Пирамида»

  7. Рефлексия.

  8. Ритуал прощания

10.

«Коммуникативные способности»


Развитие способности вступать в контакт, конструктивного реагирования на критику и провоцирующее поведение со стороны окружающих.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разогревающая игра «Импульс»

  3. Упражнение «Карусель»

  4. Упражнение «Дракон, Рыцарь, Принцесса»

  5. Упражнение «Круг»

  6. Упражнение «Горячий стул»

  7. Рефлексия

  8. Ритуал прощания

Примечание: [разработано автором]



Младший школьный возраст это тот период, когда ребенок становится учеником и это накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Теперь младший школьник занимает определённое положение в обществе, он занят важной и оцениваемой обществом работой, с началом учебной деятельности общение школьника становится более целенаправленным. Вместе с этим, у ребёнка происходят изменения в общении и взаимодействии с окружающими его людьми. Именно младший школьный возраст характеризуется активным овладением коммуникативных способностей. Коммуникативные способности – это совокупность освоенных личностью приемов, методов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.

Коммуникативные способности включают в себя различные составляющие, которые формируются у младших школьников. На данном возрастном этапе особо важно формирование способности аргументировать свои предложения, высказывания, дети должны уметь договариваться и находить общее решение со своим партнёром, в процессе организации и осуществления сотрудничества они должны уметь согласовывать усилия, должны уметь как убеждать так и уступать другим.

Слишком низкий уровень сформированности коммуникативных способностей мешает школьнику в его общественной жизни. Такой ребёнок не способен эффективно выстраивать своё общение и взаимодействие в целом, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Часто низкий уровень сформированности коммуникативных способностей младших школьников является причинами плохой адаптации и причинами конфликтных ситуаций.

При сформированности низкого уровня коммуникативных способностей младшие школьники сталкиваются с трудностями в общении. Они не способны в полной мере взаимодействовать с окружающими, коммуникативно не активны. Такие дети испытывают сложности при выполнении какой - либо совместной деятельности, они не способны в дальнейшем в полной мере приобретать навыки социального взаимодействия. Именно поэтому так важно вовремя заметить такие сложности, возникшие в младшем школьном возрасте, для их коррекции, а также формировать имеющиеся коммуникативные способности для большей результативности

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы:

1. Коммуникативные способности - это комплекс осознанных коммуникативных действий, которые позволяют использовать их знание для отражения и преобразования действительности. Уровень развития коммуникативных способностей младших школьников влияет как на результативность их обучения, так и на процесс их социализации и становление личности в целом. Важное положение в области коммуникации занимает процесс социального утверждения личности младшего школьника. Здесь выражается его самостоятельность, одобряется готовность стать взрослым, могут как допускаться, так и не допускаться какие- либо взгляды. Коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия младших школьников (на основе знаний структурных компонентов способностей и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

2. Формирование коммуникативных способностей младших школьников является непрерывным педагогическим процессом, для которого необходима обоюдная деятельность преподавателя и учащегося, где нужно приложить не мало усилий. Для преподавателя, который занимается формированием коммуникативной способностей младших школьников, задачей является установление дружеских связей между школьниками, формирование у них заинтересованности к окружающей действительности, создание дружественной обстановки, чувства уважения друг к другу, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для продуктивного формирования коммуникативных способностей нужно обращаться к эффективным способам.

После проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе качественно изменились уровневые характеристики сформированности составляющей коммуникативных способностей. Показатели уровней сформированности составляющей коммуникативных способностей младших школьников в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента изменились незначительно.

Сформировать коммуникативные способности – значит, научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Учащимся необходимо овладеть тремя группами коммуникативных способностей:

I группа - коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение анализировать высказывание.

II группа - восприятие (перцептивные): умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

III группа - взаимодействие в процессе общения (интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.

Этапы формирования у учащихся коммуникативных способностей:

- раскрытие младшим школьникам значимости коммуникативных способностей в достижении успеха в общении; ознакомление учащихся с содержанием коммуникативных способностей, накопление знаний о них; создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно-предметного взаимодействия учащихся и учителя с целью овладения коммуникативным умением.


Литература:


  1. Кугач А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников. – М.: Феникс, 2021. – 224 c.

  2. Прутченков А.С. Формирование коммуникативных способностей. Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 2020. – 87 с.

  3. Ванакова Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности // Педагогическая диагностика, 2019. - № 1.- С. 97-107.