СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных умений на основе невербальных и вербальных средств общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, понятия "коммуникативные умения", объединяет более широкий комплекси умений, освоение которых обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений на основе невербальных и вербальных средств общения»


ГБПОУ МИК ЦКР «Давыдково»


«Формирование коммуникативных умений на основе

невербальных и вербальных средств общения»


Доклад к выступлению на методическом

объединении классных руководителей


Учитель: Т.А.Графова




Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Для решения практических задач в этой области мобилизуются усилия учёных, практических работников, организаторов специального образования.

Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, понятия «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Овладение элементарными способами общения, как и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребёнка происходит в значительно поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а у некоторых детей без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.

Основная цель работы в данном направлении – формирование навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Общие задачи педагогической работы:

  • Обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой)

  • Обучение использованию доступных знаковых систем (речь, жесты, пиктограммы) для их реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражения просьб и др.

  • Воспитание элементарных социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребёнка, т.е. обучение общению происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности, на уровне «ребёнок и взрослый», «ребёнок и другие дети», «ребёнок и окружающие». Формирование коммуникативных умений не предполагает опору на собственную речь ребёнка, как это традиционно понимается. Скорее наоборот. Источником речи является потребность в общении, коммуникативные умения – опора, основа для понимания и появления речи.

Наличие разных уровней владения речью определяет содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей. Вместе с тем, общение с детьми в любом виде деятельности всегда должно сопровождаться чёткой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых средств: звуков, звукокомплексов, слов и т. д.

Детей с ограничениями в формировании речи следует обучать, используя заместители речи. Это могут быть жесты, мимика, рисуночные изображения, количество которых, по мере их освоения и переноса а «активный словарь», постепенно увеличивается. Не следует ограничивать общение изображениями символов только бытового назначения. Символы (знаки) могут обозначать эмоциональные состояния («Мне хорошо», «Я рад», «У меня плохое настроение»), желания «Хочу играть», «Хочу слушать музыку», «Гулять».

Дети вступают в контакт между собой не часто, иногда с помощью жестов. Игры между ними носят стереотипный характер, быстро угасают, так как в их основе нет содержательного взаимодействия. Ограничения в речевом общении взрослых с детьми дополнительно тормозит развитие экспрессивной и импрессивной речи, что является серьёзным препятствием для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

В связи с общим недоразвитием двигательной сферы, у глубоко умственно отсталых детей нарушены артикуляционные движения, что так же влияет на доступность понимания окружающими речевой продукции. Таким образом, развитие речи детей является стержневым для всех разделов коррекционной работы. Формирование речевых умений носит многоаспектный характер и в зависимости от уровня сформированности речи включает в себя:

  • коррекционные упражнения на подвижность артикуляционного аппарата;

  • отчётливое произнесение слоговых комплексов и слов с различной интонацией и (или) темпом (на основе подражания);

  • формирование умений связного высказывания;

  • ответы на вопросы в игровой и бытовой ситуации;

  • выражение в речи просьбы, желания, состояния.

Организуя повседневную жизнь детей с интеллектуальными нарушениями развития педагоги, воспитатели, родители должны стремиться к преодолению стереотипов бытовой лексики, привлекать внимание детей к различным предметам, действиям, явлениям так, чтобы расширялся и пополнялся лексический запас. Для совершенствования понимания речи важным является характер совершаемых действий, сопровождаемых речью:

  • на уровне совместных (рука ребёнка в руке педагога) и совместно распределённых действиях взрослого и ребёнка

  • действия по подражанию

  • действия по образцу

  • действия по расчленённой, последовательной инструкции

  • организация самостоятельной деятельности ребёнка на основе речи

  • действия на основе заменителей речи (жесты, мимика, пиктограммы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!