СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения. Бадьина Е.А. учитель 1 категории Ермакова Н.И. учитель 1 категории

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде,  сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения, значит проблема актуальна на сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения. Бадьина Е.А. учитель 1 категории Ермакова Н.И. учитель 1 категории»


Бадьина Е.А.

учитель 1 квалификационной категории,

Ермакова Н.И.

учитель 1 квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 1», г. Наб. Челны

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения, значит проблема актуальна на сегодняшний день. Одним из важнейших средств достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, является организация групповой творческой работы. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений обучающихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Учителю следует учитывать то, что нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Но в любом случае учитель должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом); единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Коммуникативные универсальные учебные действия имеют огромное значение в образовательном процессе:1) влияют на учебную успешность; 2) от них зависит процесс адаптации ребенка в школе; 3) они  рассматриваются как ресурс эффективности и благополучия будущей взрослой жизни школьника. Цель уроков литературного чтения - это формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Ученик должен научиться:

1.Обсуждению и дискуссии. (Цель–раскрепостить детей, учить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваются такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.)

2.Готовить небольшие выступления. (Цель–учить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.)

3.Выполнять презентации. (Цель–озвучить подготовленную презентацию.)

Формированию коммуникативных действий на уроках литературного чтения способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст, необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции. Это требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации.

Следует выделить некоторые виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация. Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовь вместе с одноклассниками инсценировку. Распределить с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется, используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения. Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

На уроках литературного чтения можно использовать следующие виды упражнений: а) (на воображение) Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок; б) (на сравнение) Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы  и.т.д.); в) (язык, речь героев) Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов; г) (высказывание собственных мыслей) Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), (Попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Что обозначает то или иное слово?)

При использовании данных упражнений в системе, учащиеся формируют коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие  все дети класса. Они формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.

Коммуникативные универсальные учебные действий включают в себя: сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми. Тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Литература.

1.Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа /Начальная школа, 2005./

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010./

3.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи учащихся /– М.:«Педагогика»,1974./

4.Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005.

5.Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010./

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.