К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ обучающихся учу слушать – перед этим я обычно говорю: «Слушаем внимательно»;
- ученики работают в парах;
-ученики работают в группах.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий и игр:
- «Говорение, слушание» (осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей);
– дидактическая игра «Составь задание партнеру» (участие в диалоге);
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса(участие в общей беседе, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания);
– составь рассказ от имени героя (выбирать средства языка с учётом задания и ситуации);
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища (соблюдать правила речевого поведения);
–дидактическая игра «Кроссворды», «Чайнворды», «Кейворды»: групповая работа по составлению (- дидактические игры: «Кто помнит?», «Что здесь произошло?», «Что было дальше?»
– устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);
– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);
– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);
– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других).
- ответы на вопросы (формирую умение оформлять свои мысли в устной форме);
- слушать ответы одноклассников (формирую умение слушать и понимать других);
- различные задания для работы а парах (формирую умение работать в паре, умение слушать и понимать товарища).
- разгадыванию) кроссворда;
-«Запиши решение, пояснение к действию» (умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);
- «Задай вопрос» (умение вступать в диалог, задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
- «Обсудите в парах, группах» (умение договариваться, находить общее решение ,работа в парах, группах);
- «Выполнение задания разными способами», «Предположите, какой будет ответ» (понимание возможности различных позиций);
- «Послушай ответ товарища» (уважение к другой точке зрения, умение слушать и понимать других, взаимопонимание)
- дидактические игры и задания: «Отгадай, о ком (о чём) говорим» , «Расскажи..», «Объясни...» (умение доказывать свою позицию, аргументировать);
- дидактическая игра «Групповая работа по составлению математического кроссворда», «Проектная деятельность» (согласование усилий по достижению общих целей )
- дидактическая игра « Составь задание партнеру», «Отзыв на работу товарища» (диалоговое слушание, формулировка вопросов для обратной связи).
- дидактические игры «Задай вопрос» ;«Тонкие и толстые вопросы»,
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план);
- устный рассказ о прочитанном, рассказ о личных впечатлениях по прочитанному или узнанному (умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);
- пересказ (формирование навыка монологического высказывания, доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций);
- беседы, обсуждение творческих работ, защита проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения)
- викторины, творческие задания, работа в парах или группах (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения своих товарищей).
- работа в паре или группе (договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).