СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей образовательного процесса в начальной школе является необходимость «Научить учиться»,  расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Соответственно, чтобы ребенок успешно достиг данного умения необходимо способствовать формированию адекватной самооценки собственной деятельности и  самоконтролю. Эта цель может быть достигнута путем развития контрольно-оценочной самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности»

Зюков Павел Валерьевич,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Шестаков А.А.


ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


Аннотация: в данной статье рассматривается, что такое контрольно-оценочная самостоятельность и для чего она необходима в начальной общеобразовательной школе. Так же рассматривается использование листа обратной связи как средство, которое способствует формированию контрольно оценочной самостоятельности у младших школьников.


Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, начальное образование, приемы контрольно-оценочной самостоятельности, лист обратной связи.


Современный мир движется вперёд и связи с этим меняются требования, как к обществу, так и к образованию. Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Можно сказать, что основной задачей образовательного процесса в начальной школе является необходимость «Научить учиться», расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Соответственно, чтобы ребенок успешно достиг данного умения необходимо способствовать формированию адекватной самооценки собственной деятельности и самоконтролю. Эта цель может быть достигнута путем развития контрольно-оценочной самостоятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) нацеливает на достижение регулятивных универсальных учебных действий, в состав которых входят контроль и оценка. В результате формирования контроля и оценки, у младшего школьника формируется контрольно-оценочная самостоятельность. [1, с. 17]

Контрольно-оценочная самостоятельность - основа учебной самостоятельности школьника. Под контрольно - оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности». [5, с. 23]

О необходимости формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников говорили в своих работах такие авторы как: А.Б. Воронцов, М.В. Енжевская, Е.В. Проничевая, Г.А. Цукерман.

Баранова О.И., Медведева О.А. в своем пособии «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов, как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников» пишут, что «Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.[2, с. 98]

В развитии контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников является важным то, что на разных стадиях обучения неизбежно столкновение с возникающими в процессе трудностями, что подталкивает к необходимости использования различных приемов и средств, необходимых для развития контрольно-оценочной самостоятельности.

В связи с требованиями ФГОС НОО возникла  необходимость создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Учителю для организации учебной деятельности необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов, то есть учителю необходимо формировать контрольно-оценочную самостоятельность.

В качестве средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности мы выбрали «Лист обратной связи». Лист обратной связи идеально подходит для формирования адекватной самооценки обучающихся, самоконтроля и самостоятельности. Соответственно можно сказать, что он способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности.

Лист обратной связи – это инструмент формирующего оценивания, который даёт  учителю наиболее полную информацию об усвоении информационных единиц предметного материала, умений, формируемых в данном материале, обнаруживает затруднения учащихся – что составляет основу для учителя, планирующего следующие уроки, а для учащегося получать комментарии учителя, позволяющие так спланировать деятельность, чтобы получить результат более высокого уровня.[4, с. 2]

Лист обратной связи как  инструмент формирующего оценивания работает в соответствии с принципами этой технологии:

• изменение характера и  функции отметки с констатирующего на формирующий;

• периодичность и устойчивость обратной связи;

• ориентация на формирование метапредметных образовательных результатов;

• критериальный характер оценивания;

• обеспечение субъект-субъектных отношений в оценочной деятельности;

• формы и критерии оценивания зависят от конкретной учебной ситуации и определяются образовательными целями и задачами.

В связи с изученной информацией по данной теме мной был разработан лист обратной связи на основе возрастных особенностей 1 класса.


В первом столбце – учебные действия, сформулированные от первого лица. Во  втором столбце  – задания, проверяющие сформированность данного умения. В третьем и четвертом статье осуществляется самооценка и оценка собственной деятельности ученика. В пятом столбце – комментарии учителя. В этом столбце педагог рекомендует, что нужно повторить, показывает отдельные шаги решения или дает образец.

Подводя итог, можно сказать, что ориентируясь на требования ФГОС НОО, современные требования к уроку построены таким образом, что основным условием обучения становится обучение детей приемам самоконтроля и самооценки. Именно поэтому эффективным инструментом для формирования действий самоконтроля, самооценки и в целом контрольно-оценочной самостоятельности является «Лист обратной связи». Стоит отметить, что в начальной школе одним из важных этапов является формирование контрольно-оценочной самостоятельности, так как именно от данного этапа продолжает формироваться самостоятельность ребенка в целом. Исходя из этого, контрольно оценочная самостоятельность является важным инструментом в начальной школе. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности позволяет учащимся перейти к отметочному обучению, объективно принять нормативную оценку. Также она способствует воспитанию таких качеств личности как: уверенность в своих силах, адекватная оценка своих возможностей, формирование мотивации к учению, что в свою очередь показывает повышение результативности образовательного процесса.

Библиографический список


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) - М.: Просвещение, 2021. - 31 с.

2. Баранова О.И. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: Учебно - методическое пособие / О.И. Баранова, О.А. Медведева. - под общ. ред. О.И. Барановой. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. - 105 с.

3. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 21-31.

4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М. : Рассказовъ, 2002. - 303 с.

5. Инчикова Л.В. Лист обратной связи – основной инструмент формирующего оценивания // infourok URL: https://infourok.ru/list-obratnoy-svyazi-osnovnoy-instrument-formiruyuschego-ocenivaniya-3483777.html (дата обращения: 15.02.2023).

6. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Том 14. - С. 28 - 32.