Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе
- УУД — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
- УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве результатов (личностных, предметных и метапредметных) освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий – часть Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 55.
Ее цель: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- установить ценностные ориентиры начального общего образования;
- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
В концепции УМК «Перспектива» и «Школа России», в соответствии с которыми ведется обучение в нашей школе, ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
- Умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Мы в своем выступлении ставим задачу представить формирование именно личностных УУД на уроках физической культуры. Применительно к учебной деятельности выделяются три вида личностных УУД:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор .
Предмет «Физическая культура» играет важную роль в формировании личностных УУД.
Он обеспечивает:
усвоение основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к культуре других народов.
С этой целью, например, в 3 классе.в разделе «Немного истории» рассказывается об элементах культуры, основах трудовой деятельности народов, населявших территорию России в древние времена
В 4 классе в разделе «Немного истории» приводятся сведения о зарождении физических упражнений, физическом воспитании разных слоев населения России, системе военно-физической подготовки войск, великих полководцах ХVI— ХIХ вв.
Кроме этого, формированию чувства гордости за свою страну способствует также обсуждение с учащимися спортивных достижений современной России и других стран мира.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
С этой целью, например, в 1 классе в разделе «Кто как передвигается» даются представления о способах передвижения животных, птиц, рыб и человека, раскрывается общность и различия в способах передвижения.
Во 2 классе в разделах «Как возникли первые соревнования»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ