СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование лингвистического мышления обучающихся младших классов (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование лингвистического мышления обучающихся младших классов (статья)»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС НОО


О. И. Рейтер

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель Т. С. Лебедева, методист



Аннотация: статья посвящена исследованию процесса формирования лингвистического мышления у младших школьников в условиях обновленного Федерального государственного образовательного стандарта нового образца. Авторы анализируют основные требования ФГОС НОО к развитию языковых компетенций у учащихся младшего звена, а также рассматривают методы и особенности работы с детьми данного возраста. В статье приводятся результаты педагогического эксперимента, позволяющего разработать эффективные методики и приемы работы с детьми, способствующие формированию и развитию лингвистического мышления. Работа является актуальной и полезной для школьных педагогов, которые занимаются обучением младших школьников в рамках обновленной образовательной программы.

Ключевые слова: лингвистическое мышление, младшие школьники, условия, обновленный ФГОС НОО.

Младший школьный возраст является периодом личностного становления ребенка. В это время происходят фундаментальные процессы формирования психических образований, которые будут служить дальнейшей основой развития личности детей младшего школьного возраста. Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) отводит достижению метапредметных результатов «немаловажную роль в процессе обучения. Это связано с весьма значимыми установками на достижение овладением логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям» [1].

Одно из психических состояний, которое имеет важное значение для младших школьников, - это их умственное развитие. Это развитие напрямую связано с успехом в учебе. В настоящее время школы ставят перед собой цель не только передать знания ученикам по различным предметам, но и создать такие условия обучения, которые способствовали бы их умственному развитию. Умственное развитие младших школьников включает в себя различные аспекты, такие как развитие памяти, мышления, внимания и творческого потенциала. Образовательная система стремится создать стимулирующую и поддерживающую среду, чтобы помочь учащимся развивать эти навыки. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся. Поэтому мы можем говорить о создании в современном образовательном пространстве благоприятных условий для формирования лингвистического мышления младших школьников при изучении как словообразовательного, так и собственно грамматического материала в курсе «Русского языка».

Лингвистическое мышление - это способность человека «использовать и понимать язык как средство мышления» (Э.В. Криворотова). Оно обозначает не только способность к коммуникации, но и способность к анализу, синтезу, абстрагированию и обобщению. Лингвистическое мышление включает в себя разные аспекты языка, такие как грамматика, лексика, семантика, прагматика и фонетика. Лингвистическое мышление младших школьников представляет собой совокупность умственных действий по определению значений слов и оперированию ими в речи. Приемы формирования лингвистического мышления учащихся непосредственно связаны со всеми продуктивными методами. Построение познавательных задач по русскому языку опирается на возникновение определенных затруднений, которые возникают на определенных этапах поиска решения. Под способом решения познавательной задачи по русскому языку понимается «система логико-лингвистических операций или мыслительно-речевых операций, выполнение которых приводит к решению проблемы» (Т.В. Напольнова). Вместо передачи информации в открытой форме сегодня ученикам предлагается активное участие в уроках, решение задач, обсуждение темы с товарищами по классу. Это помогает развивать их критическое мышление, аналитические навыки и способность к самостоятельному мышлению.

Другим важным аспектом, который способствует умственному развитию младших школьников, является создание стимулирующей образовательной среды. Методисты стремятся создать интересные и разнообразные учебные материалы, которые привлекают внимание учеников и побуждают их к активному участию в процессе обучения. Учебные материалы могут включать использование визуальных материалов, игровых элементов и технологий, которые делают учебный процесс более интерактивным и увлекательным. Кроме того, школы активно сотрудничают с родителями, чтобы создать поддерживающую среду для умственного развития детей. Родители играют важную роль в поддержке и мотивации учеников, а также в создании домашней обстановки, способствующей их умственному развитию. Школы активно работают над созданием условий на уроках и во внеурочной деятельности, которые способствуют развитию памяти, мышления и внимания учеников, что, в свою очередь, позволяет обеспечить успешность обучения [2].

Лингвистическое мышление - понятие, которое имеет длительную и, в некоторой степени, противоречивую историю. Изучение различных аспектов формирования лингвистического мышления не было равномерным и непротиворечивым по нескольким причинам. Однако, в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового образования, обращение к закономерностям и поиску наиболее эффективных методов формирования лингвистического мышления может стать особенно плодотворным [3]. Лингвистическое мышление позволяет младшим школьникам понимать и интерпретировать языковые структуры, а также создавать новые высказывания. Исторически изучение лингвистического мышления было ограничено определенными школами и течениями в лингвистике. Некоторые подходы сосредотачивались на грамматических аспектах, в то время как другие акцентировали внимание на семантике или прагматике. Это привело к некоторым противоречиям и разногласиям в теоретических исследованиях. Однако, с развитием современной лингвистики и появлением новых методов исследования, стало возможным более всестороннее изучение лингвистического мышления.

В свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового образования, особенно важно обратить внимание учителей начальных классов на формирование лингвистического мышления у учащихся. Современные исследования включают в себя использование корпусных данных, экспериментальные подходы и компьютерные моделирования, что позволяет более точно и полно охватить различные аспекты языка и его влияние на мышление. Использование наиболее эффективных методов и приемов может способствовать развитию их способности мыслить лингвистически. Например, введение игровых и интерактивных заданий, использование аутентичных текстов и контекстов, а также активное применение языка в коммуникативных ситуациях могут способствовать развитию лингвистического мышления у учащихся. Таким образом, внедрение ФГОС НОО предоставляет возможность более системного и целенаправленного подхода к формированию лингвистического мышления. Использование современных методов исследования и эффективных педагогических приемов может помочь учащимся развить свои лингвистические навыки и способности к мышлению на языковом уровне.









Библиографический список


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 26 с.

  2. Краснова А.И. Мышление младших школьников и его особенности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36802367_31059090.pdf

  3. Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления и развитие языковой личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kurl.ru/kOiEf

  4. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1983. – 111 с.