СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование математической грамотности через игровую деятельность»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

 Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.

Просмотр содержимого документа
««Формирование математической грамотности через игровую деятельность»»





Л. А. Баженова, С.В. Гусева

МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2»





«Формирование математической грамотности через игровую деятельность»





Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача.





Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой  понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

      Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».   Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения игровой технологии на уроках математики. В.А.Сухомлинский писал: « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Математические игры выполняют различные функции:

1.     Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.

2.     Математическая игра требует от школьника хорошего знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре. Игра является одним из проверенных способов мотивации учения, формирования у школьников познавательных интересов. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. Она, как никакой другой метод отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Занимательные игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, запоминают новое, развивают фантазию.

3.     В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4.     Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, побуждают их познавательную активность.

5.     Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Игра является незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала.

I. Деловые игры

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение её имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы (рефлексия);

- оценка результатов работы.

Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:

1) Деловая игра «Строитель»

Тема: «Площади многоугольников» (9 класс).

2) Деловая игра «Проектировщик»

Тема: «Примеры решения задач с помощью движения» (9класс).

3) Игра «Магазин».

Тема: «Проценты. Пропорция» (5-6 класс)

4) Деловая игра «Конструктор»

Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике. Геометрические места точек»

6) Деловая игра «Банкир»

Тема: «Проценты» (5-6 классы).

7) Игра «Почта»

Тема: «Проценты» (5-6 классы).

8) Игра «Путешествие»

Тема: «Метод координат» (8 класс).

II. Ролевые игры

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

  • имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

  • ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

  • условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.


Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

Ролевая игра «Математик-бизнесмен»

Тема: «Повторение изученного материала за курс 6 класса» (6-7 классы)

Ролевая игра «Рыбалка»

Тема: «Квадратные уравнения»(8 класс)

Ролевая игра «Найди ошибку»

Тема: «Решение неравенств 2 степени с одной переменной» (9 класс)

Ролевая игра «Собери картинку»

Тема: «Треугольники» (7 класс)

Ролевая игра «Эстафета»

Тема: «Геометрические тела» (9 класс).

Ролевая игра «Математическое домино»

Тема: «Формулы сокращенного умножения» (7 класс).

Ролевая игра «Ярмарка»

Тема: «Длина, масса, площадь» (5 класс).

III. Познавательные игры и обучающие игры.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Некоторые познавательные игры:

1) «Звёздный час Функции»

Тема: «Квадратичная функция» (9 класс).

2) «Путешествие в царство математики»

Тема: «арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс).

3) «Математическая регата»

Тема: «Решение уравнений» (9 класс).

4) Смотр знаний «Решение тригонометрических уравнений», 10 – 11 классы.

«Умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс).

IV. Практическая и лабораторная работа:

«Вычисляем число π», «Площадь многоугольника», «Изображение различных рисунков с помощью окружностей», математика 5 класс.

Задача, очень простая: играя, учить и учиться, играя. Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Как сказал Горький А.М.: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».






Литература:

1. Барышникова Н. В. Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

2. Заенко С.Ф. Игра и ученье. М.: Владос, 2010. 154 с.

3. Козина М. Е., Фадеева О. М. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.

4. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. – 2011.– № 4. – С.13. 27с.

5. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!