Л. А. Баженова, С.В. Гусева
МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2»
«Формирование математической грамотности через игровую деятельность»
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения игровой технологии на уроках математики. В.А.Сухомлинский писал: « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Математические игры выполняют различные функции:
1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
2. Математическая игра требует от школьника хорошего знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре. Игра является одним из проверенных способов мотивации учения, формирования у школьников познавательных интересов. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. Она, как никакой другой метод отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Занимательные игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, запоминают новое, развивают фантазию.
3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, побуждают их познавательную активность.
5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игра является незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала.
I. Деловые игры
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:
1) Деловая игра «Строитель»
Тема: «Площади многоугольников» (9 класс).
2) Деловая игра «Проектировщик»
Тема: «Примеры решения задач с помощью движения» (9класс).
3) Игра «Магазин».
Тема: «Проценты. Пропорция» (5-6 класс)
4) Деловая игра «Конструктор»
Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике. Геометрические места точек»
6) Деловая игра «Банкир»
Тема: «Проценты» (5-6 классы).
7) Игра «Почта»
Тема: «Проценты» (5-6 классы).
8) Игра «Путешествие»
Тема: «Метод координат» (8 класс).
II. Ролевые игры
Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
Ролевая игра «Математик-бизнесмен»
Тема: «Повторение изученного материала за курс 6 класса» (6-7 классы)
Ролевая игра «Рыбалка»
Тема: «Квадратные уравнения»(8 класс)
Ролевая игра «Найди ошибку»
Тема: «Решение неравенств 2 степени с одной переменной» (9 класс)
Ролевая игра «Собери картинку»
Тема: «Треугольники» (7 класс)
Ролевая игра «Эстафета»
Тема: «Геометрические тела» (9 класс).
Ролевая игра «Математическое домино»
Тема: «Формулы сокращенного умножения» (7 класс).
Ролевая игра «Ярмарка»
Тема: «Длина, масса, площадь» (5 класс).
III. Познавательные игры и обучающие игры.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Некоторые познавательные игры:
1) «Звёздный час Функции»
Тема: «Квадратичная функция» (9 класс).
2) «Путешествие в царство математики»
Тема: «арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс).
3) «Математическая регата»
Тема: «Решение уравнений» (9 класс).
4) Смотр знаний «Решение тригонометрических уравнений», 10 – 11 классы.
«Умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс).
IV. Практическая и лабораторная работа:
«Вычисляем число π», «Площадь многоугольника», «Изображение различных рисунков с помощью окружностей», математика 5 класс.
Задача, очень простая: играя, учить и учиться, играя. Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Как сказал Горький А.М.: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Литература:
1. Барышникова Н. В. Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
2. Заенко С.Ф. Игра и ученье. М.: Владос, 2010. 154 с.
3. Козина М. Е., Фадеева О. М. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.
4. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. – 2011.– № 4. – С.13. 27с.
5. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.