СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности на уроках географии.»

       Формирование математической грамотности на уроках географии   Потапова Татьяна Николаевна, учитель географии МОУ Гимназия №1 Центрального района города Волгограда

Формирование математической грамотности на уроках географии

Потапова Татьяна Николаевна,

учитель географии

МОУ Гимназия №1 Центрального района

города Волгограда

Читательская грамотность Функциональная грамотность как фундамент современной системы образования Математическая грамотность Экологическая грамотность Естественно-научная грамотность География Картографическая грамотность Глобальные компетенции Цифровая грамотность Креативное мышление Финансовая грамотность

Читательская грамотность

Функциональная грамотность как фундамент современной системы образования

Математическая грамотность

Экологическая грамотность

Естественно-научная грамотность

География

Картографическая грамотность

Глобальные

компетенции

Цифровая грамотность

Креативное

мышление

Финансовая грамотность

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека:  пространственное воображение;  использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур;  умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме;  умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями;  умение выполнять действия с различными единицами измерения.

Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека:

  • пространственное воображение;
  • использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур;
  • умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме;
  • умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями;
  • умение выполнять действия с различными единицами измерения.
Земля- планета Математическая грамотность в географии Природа Земли План и карта Климат Математическая грамотность Поясное время Хозяйство России и мира Население Земли

Земля- планета

Математическая грамотность в географии

Природа

Земли

План и карта

Климат

Математическая грамотность

Поясное время

Хозяйство России и мира

Население Земли

5 класс МАСШТАБ

5 класс МАСШТАБ

Масштаб 2 ВАРИАНТ 1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:  В 1 см 30 м ___________________ В 1 см 400 м ___________________ В 1 см 8500м ___________________   2 этап: Переведите численный масштаб в именованный:  1: 45 00 000 _____________________________  1: 200 000 ______________________________  1: 50 000 ______________________________ 1 ВАРИАНТ 1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:  В 1 см 10 м ___________________ В 1 см 200 м ___________________ В 1 см 7500м ___________________   2 этап: Переведите численный масштаб в именованный:  1: 25 00 000 _____________________________  1: 100 000 ______________________________  1: 30 000 _______________________________

Масштаб

2 ВАРИАНТ

1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см 30 м ___________________

В 1 см 400 м ___________________

В 1 см 8500м ___________________

 

2 этап: Переведите численный масштаб в именованный: 1: 45 00 000 _____________________________ 1: 200 000 ______________________________ 1: 50 000 ______________________________

1 ВАРИАНТ

1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см 10 м ___________________

В 1 см 200 м ___________________

В 1 см 7500м ___________________

 

2 этап: Переведите численный масштаб в именованный: 1: 25 00 000 _____________________________ 1: 100 000 ______________________________ 1: 30 000 _______________________________

3 этап. Выполните экзаменационное задание  для 9 класса: 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки В до родника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.

3 этап. Выполните экзаменационное задание для 9 класса:

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.

Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки В до родника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.

4 - 5 - 6 ЭТАП 1 ВАРИАНТ 4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 700 км показано отрезком 7 см. Решение:   Ответ: __________  5 этап: Длина улицы на плане, построенном в масштабе 1: 20 000, равна 4 см. Какова её длина на местности?  Решение:    Ответ: __________  6 этап: Какой масштаб более крупный? Подчеркните линией.  1: 30 000 или 1 : 30 000 000   2 ВАРИАНТ 4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 600 км показано отрезком 6 см. Решение:   Ответ: __________  5 этап: Длина моста на плане, построенном в масштабе 1: 5000, равна 5 см. Какова длина моста на местности?  Решение:  Ответ: __________ 6 этап: Какой масштаб более мелкий? Подчеркните линией.  1: 25 000 или 1: 25 000 000

4 - 5 - 6 ЭТАП

1 ВАРИАНТ

4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 700 км показано отрезком 7 см.

Решение:

 

Ответ: __________

5 этап: Длина улицы на плане, построенном в масштабе 1: 20 000, равна 4 см. Какова её длина на местности? Решение:

 

Ответ: __________

6 этап: Какой масштаб более крупный? Подчеркните линией. 1: 30 000 или 1 : 30 000 000

2 ВАРИАНТ

4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 600 км показано отрезком 6 см.

Решение:

 

Ответ: __________

5 этап: Длина моста на плане, построенном в масштабе 1: 5000, равна 5 см. Какова длина моста на местности? Решение:

Ответ: __________

6 этап: Какой масштаб более мелкий? Подчеркните линией. 1: 25 000 или 1: 25 000 000

Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.

Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.

Азимут- это угол между направлением на Север и направлением на какой-либо объект.

Азимут- это угол между направлением на Север и направлением на какой-либо объект.

   Определите географические координаты следующих объектов:   Название географических объектов Географические координаты широта Гора Джомолунгма   долгота Вулкан Везувий Город Сантьяго       Гора Мак-Кинли       Город Москва      

 

Определите географические координаты следующих объектов:

Название географических объектов

Географические координаты

широта

Гора Джомолунгма

 

долгота

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

 

 

 

Гора Мак-Кинли

 

 

 

Город Москва

 

 

 

   Определите по географическим координатам заданные объекты:   Название географических объектов Географические координаты широта   долгота 36°ю.ш.       50°ю.ш. 150°в.д.   19°с.ш.     70°в.д. 97°з.д. 52°с.ш.   57°з.д.

 

Определите по географическим координатам заданные объекты:

Название географических объектов

Географические координаты

широта

 

долгота

36°ю.ш.

 

 

 

50°ю.ш.

150°в.д.

 

19°с.ш.

 

 

70°в.д.

97°з.д.

52°с.ш.

 

57°з.д.

Определить протяжённость в градусах и км. 1 ВАРИАНТ Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по экватору 0°ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 111,3 км. 1 ВАРИАНТ Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по параллели 30° ю.ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 96,5 км.

Определить протяжённость в градусах и км.

1 ВАРИАНТ

Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по экватору 0°ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 111,3 км.

1 ВАРИАНТ

Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по параллели 30° ю.ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 96,5 км.

1 ВАРИАНТ  Определите протяженность Австралии с севера на юг по 120° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.  2 ВАРИАНТ Определите протяженность Австралии с севера на юг по 140° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.

1 ВАРИАНТ

Определите протяженность Австралии с севера на юг по 120° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.

2 ВАРИАНТ

Определите протяженность Австралии с севера на юг по 140° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.

6 класс. Тема: Атмосфера. Отрицательные числа объясняем с помощью термометра.

6 класс. Тема: Атмосфера. Отрицательные числа объясняем с помощью термометра.

Используя данные таблицы, выполнить следующие задания:   Месяцы Температура воздуха, °C Январь Февраль -20 Март -18 -10 Апрель +2 Май +10 Июнь +15 Июль Август +20 Сентябрь +18 +10 Октябрь Ноябрь +3 Декабрь -3 -17 1) Построить график годового хода температуры воздуха в масштабе 1° - 0,5 см (1 клетка) . 2) Вычислить годовую амплитуду температуры воздуха. 3) Вычислить сумму положительных и отрицательных температур. 4) Вычислить среднегодовую температуру воздуха.

Используя данные таблицы, выполнить следующие задания:

Месяцы

Температура воздуха, °C

Январь

Февраль

-20

Март

-18

-10

Апрель

+2

Май

+10

Июнь

+15

Июль

Август

+20

Сентябрь

+18

+10

Октябрь

Ноябрь

+3

Декабрь

-3

-17

1) Построить график годового хода температуры воздуха в масштабе 1° - 0,5 см (1 клетка) .

2) Вычислить годовую амплитуду температуры воздуха.

3) Вычислить сумму положительных и отрицательных температур.

4) Вычислить среднегодовую температуру воздуха.

Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха

Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха

Пользуясь рисунком определите: сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб. м. воздуха при его нагревании от О градусов до +10.

Пользуясь рисунком определите: сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб. м. воздуха при его нагревании от О градусов до +10.

Ответ: 9 – 5= 4 грамма

Ответ: 9 – 5= 4 грамма

Относительная влажность воздуха – это отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определённой температуре.   Рассчитайте относительную влажность воздуха, если Абсолютная влажность составляет 6 гр. в 1 куб. метре при t +30 С.   Решение:  100 % = 30 грамм  6: 30 =0,2  0,2 х 100%= 20%

Относительная влажность воздуха – это отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определённой температуре.

Рассчитайте относительную влажность воздуха, если Абсолютная влажность составляет 6 гр. в 1 куб. метре при t +30 С. Решение: 100 % = 30 грамм 6: 30 =0,2 0,2 х 100%= 20%

Задачи на вычисление высоты, давления, температуры 1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм ртутного столба? 2. На какую высоту поднялся самолет , если температура за его бортом -30 °C , а на поверхности +12 °C ? 3. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро , если температура воздуха у её подножия +25 °C ?

Задачи на вычисление высоты, давления, температуры

1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм ртутного столба?

2. На какую высоту поднялся самолет , если температура за его бортом -30 °C , а на поверхности +12 °C ?

3. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро , если температура воздуха у её подножия +25 °C ?

Построить розу ветров по данным таблицы.

Построить розу ветров по данным таблицы.

8 - 9 класс. Россия на карте часовых поясов 1. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовой пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовой пояс) в 15 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа. 2. Определите поясное время в Волгограде, если в Хабаровске 7 часов утра. 3. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов, так как Якутск расположен восточнее Санкт-Петербурга, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

8 - 9 класс. Россия на карте часовых поясов

1. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовой пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовой пояс) в 15 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа.

2. Определите поясное время в Волгограде, если в Хабаровске 7 часов утра.

3. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов, так как Якутск расположен восточнее Санкт-Петербурга, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

Образец решения задач на нахождение падения и уклона реки. Падение реки – разница абсолютных высот её истока и устья. Уклон реки – отношение величины её падения к длине. Дано: река Ангара Решение: h истока 456 м 1). 456 м – 76 м =380 м = 38000 см h устья 76 м 2). 38 000: 1826= 20, 8 см / км l реки 1826 км ------------------------- Найти Ответ: падение 380 м = 38 000 см падение? уклон 20,8 см / км уклон?

Образец решения задач на нахождение падения и уклона реки.

Падение реки – разница абсолютных высот её истока и устья.

Уклон реки – отношение величины её падения к длине.

Дано:

река Ангара Решение:

h истока 456 м 1). 456 м – 76 м =380 м = 38000 см

h устья 76 м 2). 38 000: 1826= 20, 8 см / км

l реки 1826 км

-------------------------

Найти Ответ: падение 380 м = 38 000 см

падение? уклон 20,8 см / км

уклон?

Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России.   Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное. Почему?  Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.    Природная зона Количество осадков за год (О) Лесотундра 300 Испаряемость за год (И) Тайга Лесостепь Коэффициент увлажнения. К=О/И 200 400 500 ? 300 ? 500 ?

Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное. Почему? Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.

Природная зона

Количество осадков за год (О)

Лесотундра

300

Испаряемость за год (И)

Тайга

Лесостепь

Коэффициент увлажнения. К=О/И

200

400

500

?

300

?

500

?

Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России.          Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой недостаточное, в какой - скудное. Почему? Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.  Природная зона Тундра Количество осадков за год (О) 400  Испаряемость за год (И) Пустыня Коэффициент увлажнения. К=О/И 250 200 Степь ? 500 1000 ? 700 ?

Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России.

Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой недостаточное, в какой - скудное. Почему? Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.

Природная зона

Тундра

Количество осадков за год (О)

400

Испаряемость за год (И)

Пустыня

Коэффициент увлажнения. К=О/И

250

200

Степь

?

500

1000

?

700

?

 В каких из приведённых в таблице субъектах Российской Федерации численность населения за указанный период уменьшилась, но не опустилась ниже 1,5 млн человек?  В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за период с 2014 г. по 2015 г. была наибольшей? Запишите в ответе название субъекта РФ.   № п/п Субъекты РФ 1 Самарская область 2014 г. 2 2015 г. Омская область 3211187 3 2016 г. 4 3212676 Липецкая область 1973876 Краснодарский край 1978183 2017 г. 3205975 1159866 1978466 2018 г. 3203679 1157865 5404273 5453329 1972682 3193514 1156093 1156221 1960081 5513804 5570945 1150201 5603420

В каких из приведённых в таблице субъектах Российской Федерации численность населения за указанный период уменьшилась, но не опустилась ниже 1,5 млн человек? В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за период с 2014 г. по 2015 г. была наибольшей? Запишите в ответе название субъекта РФ.

п/п

Субъекты РФ

1

Самарская область

2014 г.

2

2015 г.

Омская область

3211187

3

2016 г.

4

3212676

Липецкая область

1973876

Краснодарский край

1978183

2017 г.

3205975

1159866

1978466

2018 г.

3203679

1157865

5404273

5453329

1972682

3193514

1156093

1156221

1960081

5513804

5570945

1150201

5603420

Распределение числа мигрантов в Ленинградской области по основным потокам передвижения в 2016 г.  Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Ленинградской области в 2016 г. Ответ запишите цифрами.

Распределение числа мигрантов в Ленинградской области по основным потокам передвижения в 2016 г.

Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Ленинградской области в 2016 г. Ответ запишите цифрами.

Анализ половозрастной пирамиды РФ

Анализ половозрастной пирамиды РФ

10-11 класс.  Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран земельными ресурсами. Рассчитайте ресурсообеспеченность и расположите страны в порядке увеличения показателя. Страны Площадь пашни А) Австралия (млн. га) Б) Канада Численность населения 47,0 45,4 (млн. человек) 19,7 В) Бразилия 32,2 43,2 173,8 Решение: 1) Австралия 2) Канада 3) Бразилия Ответ: 

10-11 класс. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран земельными ресурсами. Рассчитайте ресурсообеспеченность и расположите страны в порядке увеличения показателя.

Страны

Площадь пашни

А) Австралия

(млн. га)

Б) Канада

Численность населения

47,0

45,4

(млн. человек)

19,7

В) Бразилия

32,2

43,2

173,8

Решение:

1) Австралия

2) Канада

3) Бразилия

Ответ: 

Используя данные таблицы, рассчитайте обеспеченность стран бокситами (Аl руды). Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. Решение: 1) Гвинея 2) Австралия 3) Ямайка Ответ:  Страна Разведанные запасы, млрд. тонн А) Гвинея Добыча, млн. тонн в год 7,4 Б) Австралия 6,2 17,7 В) Ямайка 80,0 2,0 10,7

Используя данные таблицы, рассчитайте обеспеченность стран бокситами (Аl руды). Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Решение:

1) Гвинея

2) Австралия

3) Ямайка

Ответ: 

Страна

Разведанные запасы, млрд. тонн

А) Гвинея

Добыча, млн. тонн в год

7,4

Б) Австралия

6,2

17,7

В) Ямайка

80,0

2,0

10,7

Построить круговую диаграмму «Доля населения стран мира в общей численности населения», используя данные таблицы.

Построить круговую диаграмму «Доля населения стран мира в общей численности населения», используя данные таблицы.

Построение и анализ круговых диаграмм.

Построение и анализ круговых диаграмм.

Работа со статистическими данными   Для повышения навыков  работы со статистическими данными  лучше всего подходят следующие  приемы : преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему; преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм; решение различных географических задач; работа со статистической матрицей данных – например, распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Работа со статистическими данными

Для повышения навыков  работы со статистическими данными  лучше всего подходят следующие  приемы :

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
  • решение различных географических задач;
  • работа со статистической матрицей данных – например, распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Спасибо за внимание! Потапова Татьяна Николаевна, учитель географии МОУ Гимназия №1 Центрального района города Волгограда  Контакты: электронная почта geo-tn@mail.ru

Спасибо за внимание!

Потапова Татьяна Николаевна,

учитель географии

МОУ Гимназия №1 Центрального района города Волгограда

Контакты: электронная почта [email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!