Формирование математической грамотности на уроках географии
Потапова Татьяна Николаевна,
учитель географии
МОУ Гимназия №1 Центрального района
города Волгограда
Читательская грамотность
Функциональная грамотность как фундамент современной системы образования
Математическая грамотность
Экологическая грамотность
Естественно-научная грамотность
География
Картографическая грамотность
Глобальные
компетенции
Цифровая грамотность
Креативное
мышление
Финансовая грамотность
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека:
- пространственное воображение;
- использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур;
- умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме;
- умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями;
- умение выполнять действия с различными единицами измерения.
Земля- планета
Математическая грамотность в географии
Природа
Земли
План и карта
Климат
Математическая грамотность
Поясное время
Хозяйство России и мира
Население Земли
5 класс МАСШТАБ
Масштаб
2 ВАРИАНТ
1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:
В 1 см 30 м ___________________
В 1 см 400 м ___________________
В 1 см 8500м ___________________
2 этап: Переведите численный масштаб в именованный: 1: 45 00 000 _____________________________ 1: 200 000 ______________________________ 1: 50 000 ______________________________
1 ВАРИАНТ
1 этап: Переведите именованный масштаб в численный:
В 1 см 10 м ___________________
В 1 см 200 м ___________________
В 1 см 7500м ___________________
2 этап: Переведите численный масштаб в именованный: 1: 25 00 000 _____________________________ 1: 100 000 ______________________________ 1: 30 000 _______________________________
3 этап. Выполните экзаменационное задание для 9 класса:
1 ВАРИАНТ
2 ВАРИАНТ
Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.
Определите по плану расстояние на местности по прямой от точки В до родника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.
4 - 5 - 6 ЭТАП
1 ВАРИАНТ
4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 700 км показано отрезком 7 см.
Решение:
Ответ: __________
5 этап: Длина улицы на плане, построенном в масштабе 1: 20 000, равна 4 см. Какова её длина на местности? Решение:
Ответ: __________
6 этап: Какой масштаб более крупный? Подчеркните линией. 1: 30 000 или 1 : 30 000 000
2 ВАРИАНТ
4 этап: Определите численный масштаб, если расстояние в 600 км показано отрезком 6 см.
Решение:
Ответ: __________
5 этап: Длина моста на плане, построенном в масштабе 1: 5000, равна 5 см. Какова длина моста на местности? Решение:
Ответ: __________
6 этап: Какой масштаб более мелкий? Подчеркните линией. 1: 25 000 или 1: 25 000 000
Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.
Азимут- это угол между направлением на Север и направлением на какой-либо объект.
Определите географические координаты следующих объектов:
Название географических объектов
Географические координаты
широта
Гора Джомолунгма
долгота
Вулкан Везувий
Город Сантьяго
Гора Мак-Кинли
Город Москва
Определите по географическим координатам заданные объекты:
Название географических объектов
Географические координаты
широта
долгота
36°ю.ш.
50°ю.ш.
150°в.д.
19°с.ш.
70°в.д.
97°з.д.
52°с.ш.
57°з.д.
Определить протяжённость в градусах и км.
1 ВАРИАНТ
Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по экватору 0°ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 111,3 км.
1 ВАРИАНТ
Определите протяжённость Южной Америки с запада на восток по параллели 30° ю.ш. в градусах и километрах, используя величину 1°дуги параллели – 96,5 км.
1 ВАРИАНТ
Определите протяженность Австралии с севера на юг по 120° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.
2 ВАРИАНТ
Определите протяженность Австралии с севера на юг по 140° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1°дуги меридиана 111,3 км.
6 класс. Тема: Атмосфера. Отрицательные числа объясняем с помощью термометра.
Используя данные таблицы, выполнить следующие задания:
Месяцы
Температура воздуха, °C
Январь
Февраль
-20
Март
-18
-10
Апрель
+2
Май
+10
Июнь
+15
Июль
Август
+20
Сентябрь
+18
+10
Октябрь
Ноябрь
+3
Декабрь
-3
-17
1) Построить график годового хода температуры воздуха в масштабе 1° - 0,5 см (1 клетка) .
2) Вычислить годовую амплитуду температуры воздуха.
3) Вычислить сумму положительных и отрицательных температур.
4) Вычислить среднегодовую температуру воздуха.
Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха
Пользуясь рисунком определите: сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб. м. воздуха при его нагревании от О градусов до +10.
Ответ: 9 – 5= 4 грамма
Относительная влажность воздуха – это отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определённой температуре.
Рассчитайте относительную влажность воздуха, если Абсолютная влажность составляет 6 гр. в 1 куб. метре при t +30 С. Решение: 100 % = 30 грамм 6: 30 =0,2 0,2 х 100%= 20%
Задачи на вычисление высоты, давления, температуры
1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм ртутного столба?
2. На какую высоту поднялся самолет , если температура за его бортом -30 °C , а на поверхности +12 °C ?
3. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро , если температура воздуха у её подножия +25 °C ?
Построить розу ветров по данным таблицы.
8 - 9 класс. Россия на карте часовых поясов
1. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовой пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовой пояс) в 15 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа.
2. Определите поясное время в Волгограде, если в Хабаровске 7 часов утра.
3. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов, так как Якутск расположен восточнее Санкт-Петербурга, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
Образец решения задач на нахождение падения и уклона реки.
Падение реки – разница абсолютных высот её истока и устья.
Уклон реки – отношение величины её падения к длине.
Дано:
река Ангара Решение:
h истока 456 м 1). 456 м – 76 м =380 м = 38000 см
h устья 76 м 2). 38 000: 1826= 20, 8 см / км
l реки 1826 км
-------------------------
Найти Ответ: падение 380 м = 38 000 см
падение? уклон 20,8 см / км
уклон?
Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России. Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой – недостаточное, в какой - скудное. Почему? Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.
Природная зона
Количество осадков за год (О)
Лесотундра
300
Испаряемость за год (И)
Тайга
Лесостепь
Коэффициент увлажнения. К=О/И
200
400
500
?
300
?
500
?
Используя данные таблицы, вычислите коэффициент увлажнения для разных природных зон России.
Сделайте вывод о том, в какой из названных природных зон увлажнение достаточное, в какой – избыточное, в какой недостаточное, в какой - скудное. Почему? Сформулируйте полный, развёрнутый ответ.
Природная зона
Тундра
Количество осадков за год (О)
400
Испаряемость за год (И)
Пустыня
Коэффициент увлажнения. К=О/И
250
200
Степь
?
500
1000
?
700
?
В каких из приведённых в таблице субъектах Российской Федерации численность населения за указанный период уменьшилась, но не опустилась ниже 1,5 млн человек? В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за период с 2014 г. по 2015 г. была наибольшей? Запишите в ответе название субъекта РФ.
№ п/п
Субъекты РФ
1
Самарская область
2014 г.
2
2015 г.
Омская область
3211187
3
2016 г.
4
3212676
Липецкая область
1973876
Краснодарский край
1978183
2017 г.
3205975
1159866
1978466
2018 г.
3203679
1157865
5404273
5453329
1972682
3193514
1156093
1156221
1960081
5513804
5570945
1150201
5603420
Распределение числа мигрантов в Ленинградской области по основным потокам передвижения в 2016 г.
Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Ленинградской области в 2016 г. Ответ запишите цифрами.
Анализ половозрастной пирамиды РФ
10-11 класс. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран земельными ресурсами. Рассчитайте ресурсообеспеченность и расположите страны в порядке увеличения показателя.
Страны
Площадь пашни
А) Австралия
(млн. га)
Б) Канада
Численность населения
47,0
45,4
(млн. человек)
19,7
В) Бразилия
32,2
43,2
173,8
Решение:
1) Австралия
2) Канада
3) Бразилия
Ответ:
Используя данные таблицы, рассчитайте обеспеченность стран бокситами (Аl руды). Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Решение:
1) Гвинея
2) Австралия
3) Ямайка
Ответ:
Страна
Разведанные запасы, млрд. тонн
А) Гвинея
Добыча, млн. тонн в год
7,4
Б) Австралия
6,2
17,7
В) Ямайка
80,0
2,0
10,7
Построить круговую диаграмму «Доля населения стран мира в общей численности населения», используя данные таблицы.
Построение и анализ круговых диаграмм.
Работа со статистическими данными
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы :
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
- решение различных географических задач;
- работа со статистической матрицей данных – например, распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Спасибо за внимание!
Потапова Татьяна Николаевна,
учитель географии
МОУ Гимназия №1 Центрального района города Волгограда
Контакты: электронная почта [email protected]