Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Любимовская
средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области
Обобщение педагогического опыта
Тема:
«Формирование личностных УУД на уроках ОБЖ»
Олейников Александр Петрович
преподаватель-организатор ОБЖ
«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит известный афоризм. «Старая присказка», - подумают многие. «Истина в последней инстанции», - возразят школьные учителя. Ещё вчера обучение в школе осуществлялось в нормативной стратегии, сегодня это уже стратегия развивающего обучения, а завтра… Завтра, вернее уже сегодня, мы должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности в конкурентной среде, личность компетентную. Может быть, поэтому каждый преподаватель - будь то физик, биолог, математик, филолог - уверен, что именно его предмет является в школьной практике главным, поскольку не только готовит ученика к будущей взрослой жизни, но и позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах. К сожалению, порой мне приходится слышать, что «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная, проходная по отношению к русскому языку, математике или английскому. Позвольте не согласиться. Если философские и духовно-нравственные искания героев становятся предметом разговора на уроках предметов гуманитарного цикла, рациональное начало доминирует в точных науках, на уроках химии и биологии ребят учат «зрить в корень», то закрепить полученные знания на практике помогают уроки основ безопасности жизнедеятельности.
Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования – одно из направлений моей деятельности. В последние годы актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения…Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На уроках ОБЖ возможно формировать все виды УУД, останавливаемся на личностных.
Почему именно личностные? Любой из нас может легко вспомнить ситуацию из жизни, когда от правильности и быстроты ваших действий завесила жизнь и здоровье ваше или окружающих людей. И в большинстве случаев мы бездействовали. Почему? Когда тот же вопрос задают учащимся, они дают вполне предсказуемые ответы: «Я испугался», «Я не знал что делать», «Я боялся, что сделаю не правильно и будет только хуже». Причем последний вариант звучит гораздо чаще. Выходит, многие не знают, как нужно действовать в экстремальной ситуации, не могут оценить обстановку и принять решение, а если и принимают решение, то боятся взять личную ответственность за его реализацию. Формирование личностных УУД помогает в этом. В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоятельно и под моим руководством с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – вот основной тезис практикуемого мною метода проектов.
3. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
4. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, у ребят появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
Личностные УУД разделим на 3 блока.
Первый блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. На первом уроке ОБЖ в 8-ом классе задается вопрос: «Для чего нужен предмет ОБЖ?» и получаю самые разные ответы. Чтобы убедить учащихся в нужности данного предмета, предлагается вместе разобраться в самом названии.
О - основа, фундамент (правила, законы)
Б – безопасность (когда нам ничего не угрожает)
Ж – жизнедеятельность (любая наша деятельность), межпредметные связи (биология, физика, химия, математика, география)
После этого дети сами делают вывод.
Далее можно использовать элемент технологии «проблемный диалог»
Используется модель Земли – это наш большой дом и в доме безопасно 100 % .
Так ли это?
- Нет - есть природные явления, которые дают процент опасности 25%
- Мы живем в государстве, оно самое безопасное?
– Нет, оно забирает еще 25%
- Сужаем круг еще до села – и еще 20% вычитаем
- Остается школа – еще 5%
- От общего количества осталось 25 % , которые зависят только от нас.
Но можем ли мы повысить процент безопасности? Возвращаемся на начальный этап и еще раз смотрим. Получатся, что мы можем повысить свой процент безопасности в селе и в школе, доведя до 40-45%, Для этого нам нужно знать и соблюдать правила безопасного поведения, а их мы узнаем на уроках ОБЖ.
Мотивация нужна не только на начальном этапе освоения предмета, но и в более старших классах.
Постепенно приходит осознанность учения и ответственность за свои поступки. Учащиеся учатся предвидеть опасные ситуации, а если избежать опасной ситуации не удается, то адекватно реагировать на трудности связанные с ней.
Также на данном этапе можно использовать элементы технологии продуктивного чтения так как анализ текста порождает оценочные суждения. Для этого используются статьи и публикации газет, факты происшествий, художественную литературу «Робинзон Крузо».
Конечно же, наряду с личностными УУД идет формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.
Второй блок – нравственное развитие личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность.
УУД обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;
На данном этапе особенно аффективны такие элементы технологий, как проектная деятельность и ситуационное обучение.
Ситуационное обучение хорошо для работы в группах. Учащимся приходится прислушиваться к мнению других, отстаивать свою позицию, учиться адекватно реагировать на действия членов группы. Важно, чтобы дети не только научились работать в группах, но и поняли, что выживаемость в группе гораздо выше, нежели по одиночке, но лишь при условии, что она не разрознена.
Третий блок (личностное определение) - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно. Формирование идентичности личности - это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности.
Профессиональное – это ориентация, на какую – либо профессию и дальнейшее обучение.
Жизненное – ориентация на здоровый образ жизни.
Формированию этого способствуют соревнования различной направленности. Наряду с этим используют все раннее перечисленные элементы технологий.
Диагностировать личностные УУД практически не возможно, так как их формирование происходит длительный период и проявляется при определенных условиях. Частично ситуацию диагностику можно провести за счет ситуационных задач. Но полной комплексной диагностики не существует. Но есть выход во внеурочной деятельности, в общешкольных мероприятиях: «День Победы», «День здоровья», «День защиты детей», походы, экскурсии.
Конечно, внеурочная деятельность не может охватить всех учащихся и дать желаемые результаты в полном объеме.
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность;
Предоставляются какие – либо факт, дети их анализируют. Часто учащимся приходится использовать метапредметные связи, чтобы ответить на некоторые вопросы.
Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций (написать памятку по профилактике гриппа, составить распорядок дня, составить меню на несколько дней).
В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия. Этот метод хорош для работы в группах.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Для этого должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.
Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Для формирования таких УУД можно использовать следующие педагогические игры:
1. Решение кроссвордов.
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разгадает свой кроссворд.
I вариант
- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
- Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. (Солнце)
- Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костёр)
- Сумка туриста. (Рюкзак)
Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда - палатка.
(Вид временного укрытия)
II вариант
- Средство для ловли рыбы. (Удочка)
- Его используют для преодоления болота. (Шест)
- С его помощью можно преодолеть водную преграду. (Плот)
- Место, где река берёт своё начало. (Исток)
Главное слово кроссворда - котелок. (Ёмкость для приготовления пищи в походе)
2. Игра «Да. Нет»
Вопрос | Да | Нет |
1 . Верно ли, что в любой чрезвычайной ситуации нужно сохранять спокойствие? | | |
2. Верно ли, что при попадании в район снежных заносов лучше всего закопаться в снег? | | |
3. Верно ли, что, находясь вблизи действующего вулкана, нужно смотреть на него через тёмные очки? | | |
Участникам игры раздаются карточки с вопросами, на которые нужно дать один конкретный ответ. Побеждает тот, кто даст большее количество правильных ответов
3. Игра «Крестики-нолики»
Учащимся предлагается отметить крестиком красного цвета причины опасности в квартире, в окружающей среде.
Объект | Причина | | |
| Люди | Техника | Другое |
Утюг | | | |
Печь | | | |
Телевизор | | | |
Елочная гирлянда | | | |
Лес | | | |
Газ | | | |
Густой дым | | | |
4. «Брейн-ринг».
Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всём протяжении ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание и память. Она приносит прямую пользу не только участникам команд, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры, простой или сложный, способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Всё это, вместе взятое, может помочь участнику определить свои способности. Правила игры:
Команды садятся за разные столы. Ведущий задаёт вопрос. Для ответа командам даётся 30 секунд. Если ответ не верен, то право ответа переходит другой команде. Команды, не ответившие 3 раза подряд, удаляются с ринга, и вызывается следующая команда. Победителем будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, т.е. одержала несколько побед подряд.
5. Ребусы
Недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
Чувство острого неудержимого страха.
Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. В современных условиях педагог должен организовать такой урок, в результате которого УУД сформируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это даст возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.