ПЛАН – КОНСПЕКТ
для проведения занятий по строевой подготовке
Тема: "Строевые приемы и движения без оружия".
Занятие: "Повороты на месте и движение без оружия".
В методической разработке урока использованы современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, информационные технологии.
Цели урока:
1. Воспитать у учащихся навыки выполнения строевых приемов.
2. Воспитание военно-патриотических чувств учащихся к Родине и защите Отечества.
Задачи урока:
- образовательные:
- закрепить знания по предыдущей теме
- ознакомить учащихся с материалом по новой теме
- активизировать познавательную активность
- развивающие:
- продолжить формирование умений:
- навыки работы в группе;
-развитие информационной компетенции;
- решение учебных проблем.
- продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативной компетенции, умения принимать решения.
- воспитательные:
воспитание военно-патриотических чувств учащихся к Родине и защите Отечества.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: групповая работа, урок-практикум.
Основные методы и приёмы: формирование УУД личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных и нравственных компетенций через индивидуальную и групповую работу.
Оборудование:
1. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
2. Материалы:
- Презентация «Строевая подготовка».
- Информационные материалы.
- Плакаты
Планируемые результаты:
1.Учащиеся в ходе урока осваивают новые знания о приемах и движениях, выполняемых военнослужащими без оружия.
2.Формирование патриотического отношения к Родине
Место проведения: кабинет ОБЖ, строевой плац.
Учебные вопросы:
1. Повороты на месте.
2. Движение без оружия
Время: 45 мин
Используемая литература:
1. Проведение занятий по начальной военной подготовке. Москва. «Бывшая школа» 1990г. стр.36-37.
2. "Строевой Устав", ст. 30-41
3. " Методика строевой подготовки", стр. 22-27
І) Подготовительная часть 10 мин.
А) Построение класса, доклад дежурного, проверка внешнего вида и готовности к занятию.
Б) Опрос учащихся по предыдущей теме
- Строевая подготовка, нормативные документы
- Строи, управление ими
- Шеренга, колонна, фланг, тыл, фронт, интервал, дистанция
В) Сообщение темы и цели занятия.
ІІ) Основная часть 30 мин.
1-й вопрос.
Обучение поворотам на месте
Объясняю, что повороты на месте применяются одиночными военнослужащими на строевых занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй и подразделениями как на занятиях, так и во время построений и передвижений.
Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале отработать поворот направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (1/8 круга).
Для обучения поворотам на месте выстраиваю учащихся в одну шеренгу с интервалом два шага и показываю поворот направо в целом в нормальном темпе. После этого показываю прием в медленном темпе с попутным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной команде. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета. Показав прием по разделениям, командую: «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай—ДВА».
Слежу за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса как при строевой стойке и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу.
Положение рук должно быть, как при строевой стойке.
По счету «делай—ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.
Разучив с учащимися поворот направо по разделениям, приступаю к разучиванию его в целом. Для этого подаю команду «Напра-ВО» и сопровождаю ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».
При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.
Закончив тренировку в выполнении поворота направо, сначала показываю в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета.
По команде «Налево, по разделениям, делай — РАЗ» учащиеся должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками. По счету «делай—ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы носки были развернуты по фронту на ширину ступни.
После показа и пояснения поворота налево в такой же последовательности проводится тренировка в выполнении этого поворота.
Изучив с учащимися поворот налево, перехожу к изучению поворота кругом. Показываю прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее поясняю, что поворот кругом производится по команде «Кру-ГОМ». Выполняется он так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180° (полный).
Тренировка в поворотах направо, налево, кругом проводится самостоятельно, попарно и в составе всего строя до полного усвоения.
Если учащийся выполняет поворот или его элемент неправильно, подаю команду «ОТСТАВИТЬ», указываю на ошибку и подаю команду на повторение.
При обучении учащихся поворотам на месте необходимо обращать внимание на следующие ошибки: некоторые обучаемые поворачивают корпус по предварительной команде, сгибают ноги в коленях, размахивают руками при повороте, наклоняют голову вниз, опускают грудь или выставляют живот, отклоняют корпус назад, поворот делают не на каблуке, а на всей ступне, при повороте кругом делают неполный разворот, ногу приставляют не кратчайшим путем и при этом корпус качается.
2-й вопрос.
Обучение движению строевым шагом
Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, исполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.
Показав движение строевым шагом в целом, показываю по разделениям первое подготовительное упражнение—движение рук, а затем подаю команду: «Движение руками, делай—РАЗ, делай— ДВА». По счету «делай—РАЗ» учащиеся должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай—ДВА», они должны произвести движение левой руки вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
После усвоения правильного положения рук, приступаю к изучению второго подготовительного упражнения—движения строевым шагом по разделениям на четыре, на два и на один счет сначала с темном 60 шагов в минуту, затем делаю постепенный переход к нормальному темпу движения (110— 120 шагом в минуту) с размером шага 70—80 см.
Показав второе подготовительное упражнение по разделенням на четыре счета, размыкаю шеренгу на четыре шага и, повернув ее направо, командую: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «МАРШ» считаю: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д.
По предварительной команде «Шагом» учащиеся подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость. По исполнительной команде «Марш» и по счету «Раз» они начинают движение с левой ноги полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15--20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа.
После отработки второго подготовительного упражнения на четыре счета повторяю это же движение на два счета, для чего подаю команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом — МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» выдержка.
После отработки упражнения на два счета подаю команду для движения строевым шагом под каждый счет без выдержки «Строевым шагом, по разделениям под каждый счет, шагом—МАРШ» и считает: «раз, два» и т.д. Затем приступаю к обучению движению строевым шагом с темпом 60—70 шагов в минуту, с последующим наращиванием темпа движения до 110— 120 шагов в минуту. В ходе тренировки отделения в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110—120 шагов в минуту.
Устные ответы учащихся:
а) Для чего применяются повороты на месте?
б) Каким образом осуществляются повороты направо, налево, кругом?
в) Отличие предварительной и исполнительной команд?
ІІІ) Заключительная часть: 5 мин:
- Ответы на вопросы.
- Задание на дом – самоподготовка по изученным учебным вопросам.
- Подведение итогов занятия. Оценка учащимся. (поощрение и замечание).
- Построение. Организованый выход из кабинета.
Учитель ОБЖ: Бражкин А.А.