СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование математической грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности» (Из опыта проведения кружка «Моя Хакасия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько лет подряд  веду кружок «Моя Хакасия» по общекультурному направлению. Знакомство с одеждой, бытом,  жилищем и   хакасскими орнаментами  невозможно без математических представлений о симметрии. Изучение симметрии на примере хакасского орнамента способствует  формированию и развитию мировоззрения школьников

Просмотр содержимого документа
««Формирование математической грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности» (Из опыта проведения кружка «Моя Хакасия»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Целинная средняя школа №14











Доклад на тему: «Формирование математической грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности» (Из опыта проведения кружка «Моя Хакасия»







Автор: учитель начальных классов Котюшева Валентина Никандровна.































На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа предполагает развитие интереса к предмету, повышение качества знаний, развитие творческой самостоятельности, формирование элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному. На внеурочных занятиях необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

Несколько лет подряд веду кружок «Моя Хакасия» по общекультурному направлению. Знакомство с одеждой, бытом, жилищем и хакасскими орнаментами невозможно без математических представлений о симметрии. Изучение симметрии на примере хакасского орнамента способствует формированию и развитию мировоззрения школьников. «Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Это мы и наблюдаем в орнаментах хакасского народа. Таким образом, описания отдельных хакасских орнаментальных мотивов и схемы их расположения на деталях жилища, предметах украшения и быта наглядно демонстрирует присутствие в них центральной, поворотной, переносной, осевой и зеркальной видов симметрии, которые являются причиной эстетической привлекательности орнамента, который даёт редкую для математики возможность приобщить детей к национальной культуре. Изучаем симметрию на примере хакасских орнаментов, и убеждаемся в том, что в основе построения лежит наука – математика.







А это геометрический орнамент на берестяном изделии - туес.

  • Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств. По мотивам, используемыми в орнаменте, его делят на геометрические (точки, прямые, ломанные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии, штрихи («елочный узор»), зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, круги, спирали, кресты, круг в квадрате, вписанные в друг друга сетчатые узоры. Ученики с удовольствием рисуют, раскрашивают, вырезают орнаменты. А узнавать их значение, читать их – это очень интересно! И ещё: на таких занятиях дети приходят к выводу, что все узоры, краски древние наблюдательные мастера и мастерицы черпали из природы, где нет случайных штрихов и всё имеет свой размер, форму и цвет. «Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». Г. Вейль.

На цикле занятий, посвящённым хакасским орнаментам мы убедились, что математика – это не только счёт, цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.





«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство».
Г. Вейль

Древние хакасы не оставили прямых документов о геометрии, как о прикладной науке, многое находится на уровне догадок и гипотез, тем не менее знание истории Хакасии с точки зрения математической культуры можно и нужно использовать в школе для формирования и развития глубокого интереса к изучению геометрии. Включение в программу внеурочной деятельности материала по этнокультуре предполагает обогащение и расширение знаний учащихся, оказывает положительное влияние на повышение мотивации к изучению геометрического материала, способствует повышению качества математического образования школьников.







Список литературы :

Вейль Г. Симметрия. – Изд. 2-е, стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003

И.К. Орнамент Хакасов – Абакан - 1997г. стр. 158

Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. – М.: Изобразительное искусство, 1993

Киднекова В.Я. Бутанаев Традиционная культура и быт Хакасов – Абакан - 1996г.

История Хакасии с древнейших времен до 1917г.

М: наука. Издательская фирма «Восточная литература» 1993г.

Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия – М: 1986г.