Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии посредством использования банка видеофрагментов»
Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии посредством использования банка видеофрагментов
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существовании единых основ – это и есть матапредметность. Создатели этой новой учебной формы и соответствующей ей новой модели школы исходили из основной мировоззренческой идеи выдающегося психолога В.В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить, ведь человек учиться и воспитывается в процессе своей деятельности. Учитель часто вынужден ограничивать интересы детей словами: « А это вы изучите на физике, биологии», что может привести к исчезновению мотива. И здесь спасает матапредметность. Формированию метапредметных компетенций на уроках химии и биологии способствует не только решение задач, но и следующие технологии, методы и приемы:
- интерактивные технологии;
- технология критического мышления
- технология исследовательского обучения и проектной деятельности
- информационные технологии
- интегративная технология
- метод сотрудничества;
- деятельностный подход.
Один из интегрированных уроков разработанных мной «Серная кислота» для учеников 8,9 класса, показывающий метапредметную связь химии и литературы.
Урок включает в себя произведение художественной литературы роман Ж. Верна «Таинственный остров», также использование видеофрагмента снятого по мотивам произведения.
Одна из задач урока раскрыть в литературном произведении химические процессы, связанные с получением серной кислоты.
Для этого ученики читают и пересказывают отрывок из произведения Ж. Верна «Таинственный остров» и находят главную информацию о химических веществах, необходимые путешественникам для получения химической реакции сложного вещества – серной кислоты.
Закрепление полученной в ходе пересказа информации – просмотр видеофрагмента из фильма снятого по мотивам с одноименным названием «Таинственный остров»
После просмотра видеофрагмента учащиеся с интересом провели химический эксперимент распознавание кислот индикаторами.
Познакомиться с разработкой урока можно на сайте информационно-библиотечного центра Лицея №142.
Урок отвечает требованиям стандартов нового поколения, направленные на увеличение познавательной активности и мотивации учащихся к изучению химии и литературы, экспериментальная часть способствует формированию у учащихся качеств исследователя.
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности. Материалы таких уроков показывают единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук и способствует повышению качества образования