СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации»

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации


Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.

Термин «визуализация» происходит от латинского слова visualis -воспринимаемый зрительно, наглядно, то есть подразумевает представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, карт и т.д.

"Визуализация" обозначает: делать видимым невидимое.

Визуализация

  • помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;

  • дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;

  • быстро охватить большой объем информации;

  • воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;

  • изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.

Урок музыки в школе имеет огромную значимость в развитии личности ребенка, несет в себе большие возможности для развития мышления, памяти, воображения, творческого самовыражения, нравственно-эстетических чувств. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор и делая их духовно богаче в целом. Запоминание музыкального материала, его более глубокое восприятие необходимо для обеспечения высокого качества обучения музыки.

Активное использование метода визуализации в обучении на уроках музыки улучшит музыкальную память, восприятие музыки, повысит мотивацию к предмету, будет развивать творческое мышление и, как следствие, возрастёт качество обучения по предмету.

Очень хорошо использовать метод визуализации, например, во 2 классе при знакомстве с тембрами музыкальных инструментов в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. В «Автобиографии» композитор писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом педагогический смысл сказки… Важна не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». И действительно, герои сказки просты и легко узнаваемы, сюжетная линия не перегружена.

Всё это открывает возможности для выхода в полихудожественное пространство музыкального искусства и использования метода визуализации на практике: при прослушивании темы – персонажа сказки – детям предлагается выбрать один цвет и изобразить этого «персонажа» краской на бумаге в свободной манере.



Тема урока: Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Вид урока: урок интегрированного типа.

Цель: развитие тембрового слуха учащихся с помощью визуализации музыкальных впечатлений.

Задачи:

  • формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;

  • выявить взаимосвязь между цветовыми и тембровыми ощущениями учащихся;

  • раскрыть выразительные возможности музыкальных тембров;

  • визуализировать тембровые краски с помощью рисунка.

Образовательные технологии:

  • технологии интегрированного обучения;

  • игровые технологии;

  • информационно-компьютерные технологии.

Методы:

  • беседа с элементами сравнения и анализа;

  • наглядно-иллюстративный (звуковая и зрительная наглядность);

  • частично-поисковый;

  • полихудожественный подход;

  • визуализация.

Средства обучения:

  • мультимедиа (аудиозапись, презентация в программе Microsoft Power Point);

  • краски, кисточки и альбомы.

Ход урока

– Добрый день! Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Давайте вспомним, как они называются?

Ответ: группы струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.

– Давайте вспомним, какие инструменты входят в состав группы струнных?

Ответ: скрипка, альт, виолончель и контрабас(Вспоминаем названия и особенности инструментов других групп).

– Голоса музыкальных инструментов называют тембрами. Но часто можно услышать словосочетание: оркестровые краски. Как вы думаете, почему?

Ответпотому что некоторые из них бывают тёмными (как у контрабаса), а некоторые – светлыми (как у флейты). Некоторые инструменты – с ярким голосом (труба, скрипка), а некоторые с резким (тромбон).

– Получается, что композитор, когда пишет музыкальное произведение, как будто «рисует» музыкальную картину? Как вы думаете, можно сделать такое сравнение?

Ответ: Да!

– А если взять и перевести язык музыкальных тембров на язык красок? Кто хочет стать переводчиком с музыкального языка на цветной, живописный? Сегодня мы с вами будем такими переводчиками! Мы будем слушать сказку замечательного композитора С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Но сначала давайте познакомимся с героями:

IМальчик Петя. Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети? Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь определить на слух, какие звучат инструменты (звучит тема Пети).

Ответ: скрипки!

– Правильно! Но не только скрипки. Прокофьев поручил тему Пети самой главной и многочисленной группе симфонического оркестра – струнной (смотрим кадр презентации с изображением инструментов струнной группы).

II. А кого изображает эта тема, как вы думаете? (звучит тема Птички)

Ответ: это птичка.

– Действительно. А как вы её услышали?

Ответ: тему играла флейта, она была в высоком регистре, с мелкими длительностями – шестнадцатыми, стаккато – как будто птичка порхает (смотрим кадр с изображением флейты).

– Молодцы!

III. Ещё один инструмент из замечательного семейства деревянных духовых исполняет птичью роль в этой сказке. Послушаем? (звучит тема Утки). Как вы думаете, что это за птица такая – двигается неуклюже, с запинками, и голос у неё гнусаво звучит?

Ответ: утка.

– Действительно, некоторые ноты в исполнении гобоя звучат гнусаво и напоминают утиное кряканье (смотрим кадр с изображением гобоя).

IV. А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? (слушаем тему Кошки). Покажите жестами, как движется это персонаж. Догадались, кто это? А инструмент узнали?

Ответ: это голос кларнета. Двигался герой осторожно, как будто крался.

– Это Кошка. Кларнет изображает её крадущуюся, осторожную походку, он играет тему штрихом staccato. Обратите внимание, что кларнет в низком регистре звучит приглушенно и несколько зловеще (смотрим кадр с изображением кларнета).

V. Появляется Дедушка. Давайте послушаем, как звучит его тема? (слушаем тему Дедушки).

Ответ: он сердитый.

– Какой инструмент в оркестре умеет ворчать и бубнить под нос?

Ответ: это фагот! (смотрим кадр с изображением фагота).

– Дедушка ворчит не зря. Он обеспокоен, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?».

VI. Опасения Дедушки были не напрасны. Из лесу действительно прибежал Волк. Его тема зловещая и исполняет её… (слушаем тему Волка). Ну как, узнали?

Ответ: это были медные духовые (тромбоны или валторны).

– Звучали валторны. Мы с вами говорили, что валторна произошла от лесного охотничьего рога. Голос у неё гулкий и приятный. Но оказалось, что если три валторны сразу, очень громко «рявкнут» какой-нибудь диссонирующий аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка (смотрим кадр с изображением валторны).

VII. Наконец, в сказке появляются бравые Охотники, идущие по следам Волка. Они стреляют из ружей. Как вы думаете, какие инструменты лучше всего смогут изобразить выстрелы?

Ответ: барабаны? (Слушаем тему охотников).

– Звучали инструменты ударной группы: барабаны и литавры (смотрим кадр с изображением этих инструментов)

– Ну, вот мы и познакомились с героями музыкальной сказки «Петя и волк» и их голосами. А сейчас мы будем слушать сказку от начала и до конца и переводить её тембровый музыкальный язык – в красочный акварельный. Перед вами – листы бумаги, кисточки и краски. Ваша задача – выбрать подходящий, на ваш взгляд, цвет для каждого из персонажей сказки и зарисовать его в свободной манере – с помощью линий, пятен, силуэтов и т.д. – как вам подскажет ваша фантазия. Работает правило: один персонаж – один цвет.

Звучит аудиозапись сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Дети слушают и зарисовывают свои слуховые впечатления, пытаясь подобрать эквивалент тембровым краскам.

– Ребята! На следующем уроке мы продолжим делиться впечатлениями от прослушанного и нарисованного, просмотрим и обсудим ваши рисунки и проверим – хорошие ли переводчики из нас получились! Спасибо за работу! Всего доброго.

Наблюдения показали, что дети очень тонко чувствуют тембровый колорит и часто выбирают холодные цвета для инструментов с холодными тембрами (кларнет, флейта) и теплые для изображения таких инструментов, как гобой, скрипка, виолончель. «Голос» птички (флейта) часто изображается голубым или синим цветом, а «голос» утки (гобой) – зеленым. Для темы Пети (группа струнных с солирующими скрипками) дети выбирают желтый или оранжевый цвет.

Таким образом, возникает ещё и ассоциативный ряд между цветом и тембром инструмента, который может способствовать более осмысленному восприятию музыкальных произведений.

Применение визуальных техник на уроке музыки  имеет ряд преимуществчередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!