Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации
Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.
Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.
Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.
Термин «визуализация» происходит от латинского слова visualis -воспринимаемый зрительно, наглядно, то есть подразумевает представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, карт и т.д.
"Визуализация" обозначает: делать видимым невидимое.
Визуализация
-
помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
-
дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
-
быстро охватить большой объем информации;
-
воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
-
изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
Урок музыки в школе имеет огромную значимость в развитии личности ребенка, несет в себе большие возможности для развития мышления, памяти, воображения, творческого самовыражения, нравственно-эстетических чувств. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор и делая их духовно богаче в целом. Запоминание музыкального материала, его более глубокое восприятие необходимо для обеспечения высокого качества обучения музыки.
Активное использование метода визуализации в обучении на уроках музыки улучшит музыкальную память, восприятие музыки, повысит мотивацию к предмету, будет развивать творческое мышление и, как следствие, возрастёт качество обучения по предмету.
Очень хорошо использовать метод визуализации, например, во 2 классе при знакомстве с тембрами музыкальных инструментов в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. В «Автобиографии» композитор писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом педагогический смысл сказки… Важна не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». И действительно, герои сказки просты и легко узнаваемы, сюжетная линия не перегружена.
Всё это открывает возможности для выхода в полихудожественное пространство музыкального искусства и использования метода визуализации на практике: при прослушивании темы – персонажа сказки – детям предлагается выбрать один цвет и изобразить этого «персонажа» краской на бумаге в свободной манере.
Тема урока: Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Вид урока: урок интегрированного типа.
Цель: развитие тембрового слуха учащихся с помощью визуализации музыкальных впечатлений.
Задачи:
-
формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
-
выявить взаимосвязь между цветовыми и тембровыми ощущениями учащихся;
-
раскрыть выразительные возможности музыкальных тембров;
-
визуализировать тембровые краски с помощью рисунка.
Образовательные технологии:
Методы:
-
беседа с элементами сравнения и анализа;
-
наглядно-иллюстративный (звуковая и зрительная наглядность);
-
частично-поисковый;
-
полихудожественный подход;
-
визуализация.
Средства обучения:
-
мультимедиа (аудиозапись, презентация в программе Microsoft Power Point);
-
краски, кисточки и альбомы.
Ход урока
– Добрый день! Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Давайте вспомним, как они называются?
Ответ: группы струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.
– Давайте вспомним, какие инструменты входят в состав группы струнных?
Ответ: скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Вспоминаем названия и особенности инструментов других групп).
– Голоса музыкальных инструментов называют тембрами. Но часто можно услышать словосочетание: оркестровые краски. Как вы думаете, почему?
Ответ: потому что некоторые из них бывают тёмными (как у контрабаса), а некоторые – светлыми (как у флейты). Некоторые инструменты – с ярким голосом (труба, скрипка), а некоторые с резким (тромбон).
– Получается, что композитор, когда пишет музыкальное произведение, как будто «рисует» музыкальную картину? Как вы думаете, можно сделать такое сравнение?
Ответ: Да!
– А если взять и перевести язык музыкальных тембров на язык красок? Кто хочет стать переводчиком с музыкального языка на цветной, живописный? Сегодня мы с вами будем такими переводчиками! Мы будем слушать сказку замечательного композитора С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Но сначала давайте познакомимся с героями:
I. Мальчик Петя. Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети? Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь определить на слух, какие звучат инструменты (звучит тема Пети).
Ответ: скрипки!
– Правильно! Но не только скрипки. Прокофьев поручил тему Пети самой главной и многочисленной группе симфонического оркестра – струнной (смотрим кадр презентации с изображением инструментов струнной группы).
II. А кого изображает эта тема, как вы думаете? (звучит тема Птички)
Ответ: это птичка.
– Действительно. А как вы её услышали?
Ответ: тему играла флейта, она была в высоком регистре, с мелкими длительностями – шестнадцатыми, стаккато – как будто птичка порхает (смотрим кадр с изображением флейты).
– Молодцы!
III. Ещё один инструмент из замечательного семейства деревянных духовых исполняет птичью роль в этой сказке. Послушаем? (звучит тема Утки). Как вы думаете, что это за птица такая – двигается неуклюже, с запинками, и голос у неё гнусаво звучит?
Ответ: утка.
– Действительно, некоторые ноты в исполнении гобоя звучат гнусаво и напоминают утиное кряканье (смотрим кадр с изображением гобоя).
IV. А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? (слушаем тему Кошки). Покажите жестами, как движется это персонаж. Догадались, кто это? А инструмент узнали?
Ответ: это голос кларнета. Двигался герой осторожно, как будто крался.
– Это Кошка. Кларнет изображает её крадущуюся, осторожную походку, он играет тему штрихом staccato. Обратите внимание, что кларнет в низком регистре звучит приглушенно и несколько зловеще (смотрим кадр с изображением кларнета).
V. Появляется Дедушка. Давайте послушаем, как звучит его тема? (слушаем тему Дедушки).
Ответ: он сердитый.
– Какой инструмент в оркестре умеет ворчать и бубнить под нос?
Ответ: это фагот! (смотрим кадр с изображением фагота).
– Дедушка ворчит не зря. Он обеспокоен, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?».
VI. Опасения Дедушки были не напрасны. Из лесу действительно прибежал Волк. Его тема зловещая и исполняет её… (слушаем тему Волка). Ну как, узнали?
Ответ: это были медные духовые (тромбоны или валторны).
– Звучали валторны. Мы с вами говорили, что валторна произошла от лесного охотничьего рога. Голос у неё гулкий и приятный. Но оказалось, что если три валторны сразу, очень громко «рявкнут» какой-нибудь диссонирующий аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка (смотрим кадр с изображением валторны).
VII. Наконец, в сказке появляются бравые Охотники, идущие по следам Волка. Они стреляют из ружей. Как вы думаете, какие инструменты лучше всего смогут изобразить выстрелы?
Ответ: барабаны? (Слушаем тему охотников).
– Звучали инструменты ударной группы: барабаны и литавры (смотрим кадр с изображением этих инструментов)
– Ну, вот мы и познакомились с героями музыкальной сказки «Петя и волк» и их голосами. А сейчас мы будем слушать сказку от начала и до конца и переводить её тембровый музыкальный язык – в красочный акварельный. Перед вами – листы бумаги, кисточки и краски. Ваша задача – выбрать подходящий, на ваш взгляд, цвет для каждого из персонажей сказки и зарисовать его в свободной манере – с помощью линий, пятен, силуэтов и т.д. – как вам подскажет ваша фантазия. Работает правило: один персонаж – один цвет.
Звучит аудиозапись сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Дети слушают и зарисовывают свои слуховые впечатления, пытаясь подобрать эквивалент тембровым краскам.
– Ребята! На следующем уроке мы продолжим делиться впечатлениями от прослушанного и нарисованного, просмотрим и обсудим ваши рисунки и проверим – хорошие ли переводчики из нас получились! Спасибо за работу! Всего доброго.
Наблюдения показали, что дети очень тонко чувствуют тембровый колорит и часто выбирают холодные цвета для инструментов с холодными тембрами (кларнет, флейта) и теплые для изображения таких инструментов, как гобой, скрипка, виолончель. «Голос» птички (флейта) часто изображается голубым или синим цветом, а «голос» утки (гобой) – зеленым. Для темы Пети (группа струнных с солирующими скрипками) дети выбирают желтый или оранжевый цвет.
Таким образом, возникает ещё и ассоциативный ряд между цветом и тембром инструмента, который может способствовать более осмысленному восприятию музыкальных произведений.
Применение визуальных техник на уроке музыки имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.