ТЕМА: «Формирование метапредметных
результатов обучения средствами
учебных проектов в области «Технология»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К.Джорджадзе
Учитель технологии Ефремов С.А.
Цель работы: Рассмотреть теоретические основы и практические пути организации проектной деятельности обучающихся по технологии как средства формирования метапредметных результатов обучения Задачи:
1. Изучить научные и научно-методические монографии, пособия, книги по теме исследования.
2. Проанализировать нормативно-правовые документы, материалы периодической печати и источников Интернет.
3. Проиллюстрировать текстовую часть работы необходимыми схемами, фото и рисунками.
4. Выявить особенности использования метода проектов в обучении технологии, отражающие специфику предмета на подготовительном, исследовательском этапе и этапе представления и анализа полученных результатов проектирования.
5. Рассмотреть возможность использования материалов итоговой работы в школьном курсе технологии, на уроках в 7-ых классах.
В ФГОС обозначено, что метапредметные результаты образования включают в себя освоенные универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиску решения проблем различных ситуациях, способность к самоорганизации, сотрудничеству и коммуникации. В ФГОС основного общего образования отмечается, что основным объектом оценки метапредметных результатов являются:
• способность и готовность обучающихся к освоению знаний, их самостоятельному пополнению и переносу в практическую деятельность;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность и готовность к использованию информационных технологий;
• способность к самоорганизации и рефлексии.
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Личностными результатами
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия
Предметный результаты освоения обучающимися основной школы программы по технологии
Метапредметные результаты обучения технологии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо- лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы и исследовательские методики. По характеру деятельности: исследовательский, экспериментальный, поисковый.
По содержанию: предметный, межпредметный, междисциплинарный. По масштабу субъекта, индивидуальный, групповой, коллективный.
Процесс проектирования, как правило, требует:
предварительный отбор материала будущего проекта в данной области деятельности, науки или практики;
составления задания на разработку учебного проекта;
создания ориентировочного (на уровне общего представления) проекта;
организации и обеспечения самого процесса проектирования.
Группы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. исследовательский проект обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов; информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте. творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Проект « Изготовление полки» Выполнен обучающимся 7 класса МОУ Ишеевской основной школы Колесниковым Дмитрием План работы по проекту
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Анализ идей и выбор оптимального варианта.
Последовательность изготовления изделия.
Экономическое обоснование.
Разработка рекламного проспекта.
Самооценка.
Защита проекта.
Содержание проекта:
- Название темы проекта;
- Актуальность проекта, проблема; и т.д .
Основополагающий и проблемные вопросы;
Цели и задачи проекта;
Гипотеза;
Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы; Использованная литература и информационные ресурсы;
Сведения об авторе/авторах проекта;
Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников ).
выводы. 1. Метод проектов является одним из средств формирования метапредметных умений обучающихся и способов проявлению активной позиции обучающихся в учебном процессе. 2. Методические особенности использования метода проектов, отражают специфику предмета технологии, проявляющуюся на каждом этапе проектирования: подготовительном, исследовательском, этапе представления и анализа результатов проектной деятельности.
3. Проблемный, творческий характер проектных заданий по технологии являются одним из ведущих условий использования метода проектов в учебном процессе.
Спасибо за внимание